Исследование: как работают нейроны, когда мы делаем выбор

Когда вы стоите перед выбором – например, съесть на десерт мороженое или шоколадный торт, – и взвешиваете варианты, работают клетки мозга. Исследования на животных показали, что каждый вариант активирует определенный набор нейронов в головном мозге. Чем привлекательнее предложение, тем быстрее срабатывают соответствующие нейроны. Результаты исследования могут помочь в изучении зависимости, расстройств пищевого поведения и других психоневрологических состояний, связанных с неправильным принятием решений. Новость появилась на научном портале EurekAlert!.

© Mike Worful© Mike Worful

Исследование на обезьянах, проведенное учеными из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США), показало, что активность нейронов кодирует ценность вариантов и определяет окончательное решение. Чтобы изучить связь между ценностями и поведением выбора, ученые провели два эксперимента.

В одном эксперименте исследователи несколько раз давали обезьянам по два напитка и записывали выбор животных. Подопытным предложили лимонад, виноградный сок, вишневый сок, персиковый сок, фруктовый пунш, яблочный сок, клюквенный сок, мятный чай, пунш из киви, арбузный сок и подсоленную воду. Важно, что объем одних напитков был больше, а других – меньше. Обезьяны часто предпочитали один вкус другому, но им также нравилось получать больше, а не меньше, поэтому им не всегда было просто принять решение. Каждая обезьяна указала на свой выбор, взглянув на напиток – и получала его.

Затем исследователи поместили крошечные электроды в орбитофронтальную кору каждой обезьяны. Электроды безболезненно стимулируют нейроны, которые представляют ценность каждого варианта. Когда исследователи пропустили через электроды слабый ток, а обезьяне предложили одновременно два напитка, нейроны, задействованные в обоих вариантах, начали срабатывать быстрее. Это означало, что оба варианта для обезьяны стали более привлекательными, но из-за способа кодирования значений в мозгу привлекательность одного варианта возросла больше, чем другого. В результате низкоуровневая стимуляция заставляла животное с большей вероятностью выбрать один конкретный вариант.

В другом эксперименте обезьяны видели сначала один вариант, затем другой, прежде чем сделать выбор. Подача более высокого тока, когда обезьяна рассматривала один вариант, нарушила вычисление ценности, происходившее в то время, что увеличивало вероятность того, что обезьяна выберет тот вариант, где оценка не была нарушена. Этот результат указывает на то, что значения ценности, вычисленные в орбитофронтальной коре, являются необходимой частью выбора.

«Когда дело доходит до такого выбора, мозг обезьяны и мозг человека кажутся очень похожими, – отметил Камилло Падоа-Скиоппа, ведущий автор исследования. – Мы думаем, что эта же нейронная цепь лежит в основе всех видов выбора, который делают люди, например, между разными блюдами в меню ресторана, финансовыми вложениями или кандидатами в президенты. Каждый раз, когда выбор основан на субъективных предпочтениях, за это отвечает нейронная цепь».

Понимая, как на уровне нейронов оцениваются варианты и как делается выбор, ученые смогут лучше  изучить, почему у людей с такими состояниями, как зависимость, расстройство пищевого поведения, депрессия и шизофрения, иначе происходит процесс принятия решений.

Статья опубликована в журнале Nature