Раннее развитие неандертальцев было таким же, как у современных людей

Зубы способны накапливать информацию в виде линий роста, подобно кольцам деревьев. Такую информацию можно «прочитать» при помощи гистологических методов. Этим методом в сочетании с геохимическим и воспользовались ученые из Кентского университета (Великобритания), университетов Болоньи и Феррары (Италия), а также Франкфуртского университета Гете (Германия). Они проанализировали три молочных зуба, которые принадлежали детям неандертальцев, жившим между 70 и 45 тысячами лет назад на северо-востоке Италии.

Реконструкция ребенка неандертальца  ©images2.minutemediacdn.comРеконструкция ребенка неандертальца
© images2.minutemediacdn.com

В частности, исследователи смогли выяснить время частичного отлучения этих детей от груди. У современных людей введение в рацион относительно твердой пищи происходит в возрасте около шести месяцев, когда младенец начинает нуждаться в более калорийном прикорме. То же самое делали неандертальцы, добавляя твердую пищу в рацион своих детей, когда тем исполнялось пять-шесть месяцев.

Раннее начало отлучения от груди у современных людей связано с высокой потребностью в питательных веществах, необходимых для развития мозга. Поэтому ученые предполагают, что такие же процессы имели место у неандертальцев. Кроме того, введение твердой пищи к полугодовалому возрасту должно означать сравнительно короткие интервалы между родами у неандертальцев из-за более раннего возобновления послеродовой овуляции.

Помимо этого, ученым удалось выяснить, что при рождении неандертальцы, вероятно, имели в среднем примерно тот же вес, что и сапиенсы: это, по мнению специалистов, указывает на вероятно схожую гестационную историю (срок, проведенный плодом в утробе матери) и онтогенез раннего возраста. Таким образом, ученые отвергают предположение, согласно которому одна из причин исчезновения неандертальцев заключалась в том, что они имели длительный период бесплодия после родов.

Небольшие популяции неадертальцев, по словам исследователей, могут быть связаны с тем, что у них, предположительно, были более короткая продолжительность жизни, высокая смертность среди подростков, и с другими факторами. А еще анализ изотопов стронция зубов показал, что неандертальцы были менее мобильны, чем считалось: они проводили большую часть времени неподалеку от дома и, вероятно, пользовались местными ресурсами.

Впрочем, особой нехватки в них и не было — северо-восточный регион Италии даже в ледниковые периоды отличался плодородием, а значит, там обитало много животных, поэтому пищи должно было хватать. Кроме того, этот край известен множеством пещер, где и жили неандертальцы.

Статья опубликована в журнале PNAS