Комарам подпортили нюх на человека

Им отключили ген, нужный для поиска человека по запаху пота. В результате к жертве стало лететь вдвое меньше насекомых. Ученые нашли ген, который нужен комарам для того, чтобы почувствовать человеческий пот. Запах кислот, которые входят в состав кожных выделений, обеспечивает почти 50% привлекательности для комаров.

Комар Aedes aegypti © Wikimedia CommonsКомар Aedes aegypti

Комары наводятся на цель, используя данные о температуре, влажности, содержании CO2 и химических соединений, которые покрывают нашу кожу благодаря микроорганизмам, которые размножаются в поту. К этим веществам относятся аммиак, амины, карбоновые кислоты, кетоны, сульфиды, октенол, а особенно молочная кислота. Человек выделяет ее сравнительно больше, чем другие животные. Именно с ее помощью комары выделяют именно нас среди остальных теплокровных.

Сведений о молекулярно-биологических механизмов работы комариной системы наведения мало. Авторы статьи, опубликованной в журнале Current Biology, нашли ген, который отвечает за привлекательность родных человеческих кислот для комара. Генетика запахов другого представителя двукрылых известна куда лучше, что и понятно, — это мушка-дрозофила, которую успели изучить вдоль и поперек. Ученые нашли у комара Aedes aegyptiтот же ген, который позволяет дрозофилам ощущать органические кислоты. Мушкам от этого сплошная польза, ведь они откладывает яйца в разлагающиеся фрукты, и искать их по запаху насекомым крайне важно.

Ген называется Ir8a и кодирует корецептор IR8a, то есть вещество, которое усиливает работу основного рецептора, присоединяясь к нему. Корецептор синтезируется в нервных клетках в антеннах насекомого и помогает ему учуять запах кожных выделений.

Вооружившись CRISPR/Cas9, ученые создали комаров-мутантов, у которых ген Ir8a не работал, а после этого провели эксперимент с участием людей и нейлоновых гольфов.

Участникам эксперимента запретили использовать парфюм в день испытания. Кроме того, нужно было в течение 12 часов поносить чулок на руке, сдвинув его так, чтобы тот закрывал подмышку. Кроме того, все это время испытуемым нельзя было мыться. Гольфы были нужны для того, чтобы отсечь возможные факторы, которые сложно контролировать, например тепло и влажность тела, которые тоже могут привлекать кровососов.

В ходе испытания добровольцы засовывали руку в испытательную камеру, к которой была присоединена 75-сантиметровая трубка, на другом конце которой была еще одна камера, уже с комарами. Через камеру, в сторону комаров, шел поток воздуха, который должен был донести до них запахи, и, с другой стороны, показать, что комары полетят к цели, не влекомые ветром, а специально. Кроме того, в воздух можно было добавлять углекислый газ, который тоже шел из камеры со стимулом — рукой или ношеным чулком.

Эксперимент показал, что комары-мутанты летят на приманку слабее, чем дикий тип. За восемь минут, которые нужно было держать руку в камере, человек, как и чулок, привлекал в среднем вдвое меньше мутантов, чем здоровых насекомых, и это при подаче углекислого газа. Ученые при этом обнаружили, что дикий тип летит к добровольцу слабее, если CO2 не подавать, но мутанты летят одинаково плохо, хоть с углекислым газом, хоть без него.

Как считают ученые, CO2, взаимодействуя с обонятельными рецепторами, активирует работу рецепторов IR8a. Если этот рецептор отключен, газ никак не может помочь комарам в поисках, но они все равно с горем пополам находят жертву. Авторы предполагают, что это происходит с помощью каких-то других, независимых от IR8a рецепторов. Поиск этих рецепторов, а также рецептора, который активируется с помощью IR8a, поможет отбить у комаров нюх на человека.