На скорость регенерации плоских червей влияет магнитное поле

Исследователи Университета Западного Мичигана и Университета Колорадо экспериментально  обнаружили , что на скорость регенерации плоских червей планарий может влиять слабое магнитное поле.

Планария через час после потери головы (слева) и заднего конца тела © Wendy Scott Beane, Western Michigan UniversityПланария через час после потери головы (слева) и заднего конца тела
© Wendy Scott Beane, Western Michigan University

Представители семейства планарий (Planariidae) обычно живут на дне водоемов. Они знамениты своей способностью к регенерации. Если разрезать планарию пополам, то из каждой половины вырастет целый организм. Даже если исследователь разрежет планарию на десятки частей, они тоже будут способны вырасти в полноценную планарию.

В нынешнем эксперименте изучалось влияние на регенерацию планарий слабых магнитных полей. Предполагается, что слабое магнитное поле может менять спин электронов, расположенных во внешних слоях электронной оболочки атомов, при этом нарушатся связи между молекулами и в клетках возникнут активные формы кислорода, которые влияют на скорость заживления ран и восстановления тканей.

Чтобы проверить эту теорию, исследователи использовали планарий вида Schmidtea mediterranea, живущих в Средиземном море. Планариям отрезали голову и задний конец тела и помещали их в питательную среду. От внешних магнитных полей они были изолированы, но имелся источник постоянного слабого магнитного поля с индукцией от 100 до 500 микротесла (примерно в 20–50 раз меньше, чем у сувенирного магнита на холодильнике). Спустя три дня поверяли, насколько у планарии выросла бластема – клеточная масса, основа для формирования новых тканей. Оказалось, что при магнитном поле в 100 – 400 микротесла образование новых клеток замедлялось, зато когда поле достигало 500 микротесла, начиналось ускорение регенерации. Подтвердилось также, что ускорение регенерации сопровождается увеличением содержания в ткани активных форм кислорода.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances