Обнаружена важная роль мозжечка в развитии интеллекта приматов

По мнению британских биологов, эволюцию высших приматов, и человека в том числе, отличает быстрое увеличение мозжечка — а не неокортекса (новой коры головного мозга), который раньше считался биологической базой выдающихся интеллектуальных способностей Homo sapiens. Результаты нового исследования представлены в журнале Current Biology.

Компьютерная томография головного мозга человекаКомпьютерная томография головного мозга человека
Фото: Department of Radiology, Uppsala University Hospital / Wikimedia Commons

Неокортекс привлекал внимание исследователей не в последнюю очередь из-за того, что это очень объемная структура. Казалось, что у приматов она выросла больше других участков мозга. Однако, утверждают авторы новой работы, этот рост можно объяснить пропорциональным увеличением общей массы тела: например, у кашалотов неокортекс еще больше, чем у человека.

Рассмотрев темпы роста неокортекса и мозжечка у приматов на протяжении многих миллионов лет эволюции, ученые обратили внимание, что почти у всех видов эти участки увеличиваются примерно с одинаковой скоростью — но у человекообразных обезьян и гоминид мозжечок рос гораздо быстрее.

В нейрофизиологии мозжечок обычно считают участком, отвечающим лишь за контроль над движениями, однако у него явно гораздо больше функций. Мозжечок человека также отличается повышенной концентрацией нейронов — всего их порядка 70 миллиардов, в четыре раза больше, чем в неокортексе, отмечают ученые. Конкретные функции этих клеток до сих пор остаются невыясненными. Авторы исследования предположили, что мозжечок играет роль в изготовлении и использовании орудий, а также в построении фраз и предложений.