Рыба-меч развивает рекордную скорость при помощи смазки

Группа зоологов из Нидерландов и Германии провела серию экспериментов, в ходе которых раскрыла один из секретов меч-рыбы (Xiphias gladius), помогающий ей стать одной из самых быстрых рыб в океане.

Рыба-мечРыба-меч
© Michael Landress/FWC Fish and Wildlife Research Institute

Рекордная скорость меч-рыбы, вычисленная по силе удара, которым одна из рыб пробила борт лодки, равняется 97 километрам в час. Важным приспособлением, которое помогает развить такую скорость, служит форма головы с вытянутым ростр («мечом»). Но, как оказалось, это не единственное приспособление высокоскоростной рыбы. Исследования двух меч-рыб в магнитно-резонансном томографе показали, что в головах у них находится ранее неизвестная исследователям полость. После вскрытия было установлено, что там расположена железа, занимающая почти половину верхней челюсти рыбы. Железа производит маслянистый секрет, который выделяется через кожу головы. Как установили ученые, маслянистая субстанция служит смазкой и помогает снизить лобовое сопротивление плывущей рыбы на 20 %. Ученые надеются лучше исследовать строение кожи меч-рыб, чтобы полнее описать механизм ее движения, но сделать это довольно трудно, так как этот вид плохо выживает в неволе.

Исследование опубликовал Journal of Experimental Biology