Шимпанзе лечат себя и своих сородичей с помощью насекомых

Группа ученых под руководством Симоны Пика (Simone Pika) из Оснабрюкского университета  описала случаи , когда шимпанзе прикладывают к ранам раздавленных насекомых, вероятно, с целью лечения. Особенно интересным оказалось то, что таким способом шимпанзе лечат не только себя, но и своих сородичей.

Шимпанзе © Tambako the Jaguar/FlickrШимпанзе
© Tambako the Jaguar/Flickr

Наблюдения над шимпанзе проводились с ноября 2019 по февраль 2021 года в национальном парке Лоанго на западе Габона. За это время ученые 19 раз наблюдали, как шимпанзе, имеющие на теле открытую рану (царапина, след укуса и т. п.), ловили в воздухе некое летающее насекомое, раздавливали его губами и на некоторое время прикладывали к ране и двигали по ее поверхности, иногда делая это более одного раза. Определить, что это за насекомое, не удалось. Исследователи предполагают, что вещества, содержащиеся в насекомом, могут оказывать противовоспалительное или обезболивающие действие и ускорять заживление раны. Ученые намерены провести дополнительную работу, чтобы установить, что это за насекомое.

Трижды удалось увидеть, как шимпанзе производят эту манипуляцию не с собственными ранами, а с ранами своих сородичей. Самка по имени Сюзи прикладывала насекомое к ране на стопе своего сына Сиа. Самка Кэрол делала это с раной на голени самца Литтлгрэя. К ране на пальце того же Литтлгрэя прижимал насекомое самец Арнольд.

Биологам известно не так уж мало случаев самолечения в мире животных. Это явление получило название зоофармакогнозия. Чаще всего с этой целью животные поедают определенные виды растений. Но описаны и случаи лечения с помощью насекомых. Например, птицы дрофы поедают жуков-нарывников рода Meloe, чтобы избавиться от кишечных паразитов. Чтобы избавиться от кровососущих насекомых в шерсти, обезьяны натирают многоножками свой мех и кожу. В многоножках содержатся бензохиноны, которые, как известно, отпугивают насекомых. Южноамериканский вид обезьян капуцин-фавн (Cebus apella) с той же целью натирает свое тело муравьями-плотниками (Camponotus rufipes) или позволяет муравьям ползать по себе. Более 200 видов птиц натирает муравьями свое оперение, избавляясь от пероедов.

Статья опубликована в журнале Current Biology