Слизевиков превратили в «лабораторию-на-чипе»

Ученые из Великобритании и Германии научились делать из слизевиков «лаборатории-на-чипе», способные проводить логические операции. Описание «органических компьютеров» опубликовано в журнале Materials Today, кратко о нем можно прочитать на сайте издательства Elsevier.

Сеть капилляров плазмодия
Фото: Andrew Adamatzky, Theresa Schubert

Ученые использовали хемотаксис Physarum для того, чтобы создавать из тела слизевика сети заданной топологии. Как заметили авторы, эти сети очень похожи на капиллярные «лаборатории-на-чипе», набирающие популярность у медицинских инженеров. Например, толщина ветвей плазмодия (около 100 микрон в главных ветвях и 40 микрон в дополнительных) находится в том же диапазоне, что и капилляры искусственных лабораторий на чипе.

Слизевиков Physarum polycephalum выращивали на стандартных микробиологических чашках на среде с овсяными хлопьями. Распределяя по чашкам питательную среду и соль, ученым удалось вырастить из плазмодия логические элементы XOR (исключающее ИЛИ) и NOR («ни X ни Y»). Сети капилляров, созданные в ходе работы, потенциально могут быть использованы для того, чтобы проводить вычисления и программировать «лабораторию-на-чипе».

Грибоподобные организмы Physarum представляют собой бесклеточный плазмодий, то есть состоят из множества ядер и общей цитоплазмы, не поделенной на отдельные клетки. Этот коллективный организм проявляет хемотаксис, то есть растет в сторону питательных веществ и избегает высокой концентрации соли. Слизевики в последние годы были объектами множества исследований, где их использовали для того, чтобы сочинять музыку, находить кратчайший путь в лабиринте и изучать мемристоры.