Собаки происходят минимум от двух разных популяций волков

Изучив ДНК волков из ледникового периода, международная группа генетиков и археологов обнаружила, что происхождение собак можно проследить как минимум до двух популяций древних волков – восточной и западной. Работа поможет раскрыть, где все-таки были одомашнены собаки, сообщает Институт Фрэнсиса Крика (Великобритания).

Jessica Rae Peto© Jessica Rae Peto

Известно, что собаки произошли от серого волка, причем это одомашнивание произошло во время ледникового периода, по крайней мере, 15 тысяч лет назад. Но где это произошло, и произошло ли это в одном месте или в нескольких местах, до сих пор неизвестно.

В новом исследовании ученые обратились к древним геномам волков, чтобы лучше понять, откуда первые собаки произошли от волков. Они проанализировали 72 древних генома волков, живших в последние 100 тысяч лет, из Европы, Сибири и Северной Америки.

Образцы древней ДНК были извлечены из останков волков, среди которых была полная, хорошо сохранившаяся голова сибирского волка, жившего 32 тысячи лет назад. Анализируя геномы, исследователи обнаружили, что как ранние, так и современные собаки генетически больше похожи на древних волков в Азии, чем на волков в Европе, что предполагает одомашнивание где-то на Востоке.

Однако они также нашли доказательства того, что две отдельные популяции волков внесли свой вклад в ДНК собак. Ранние собаки из северо-восточной Европы, Сибири и Америки, по-видимому, имеют единое, общее происхождение от восточного источника. Но у ранних собак с Ближнего Востока, Африки и южной Европы, вероятно, были предки из другой популяции, связанной с волками на Ближнем Востоке, в дополнение к восточному источнику.

Одно из возможных объяснений этого двойного происхождения состоит в том, что волки приручались более одного раза, а затем разные популяции смешивались. Другой вариант: одомашнивание произошло только один раз, но эти ранние собаки затем смешались с дикими волками. В настоящее время невозможно определить, какой из этих двух сценариев имел место.

Поскольку 72 древних генома волка охватывают около 30 тысяч поколений, можно было оглянуться назад и построить временную шкалу того, как менялась ДНК волка, прослеживая естественный отбор в действии. Так, исследователи заметили, что примерно за 10 тысяч лет один вариант гена, который был очень редким, теперь присутствует у каждого волка и до сих пор встречается у всех волков и собак. Вариант затрагивает ген IFT88, который участвует в развитии костей черепа и челюсти. Возможно, распространение этого варианта могло быть вызвано изменением типов добычи, доступных во время ледникового периода, что дало преимущество волкам с определенной формой головы, но ген мог также выполнять другие неизвестные функции у волков.

Статья опубликована в журнале Nature