Стрекозы, по-видимому, обладают обонянием

Путь обонятельного сигнала у большинства животных схож: от обонятельного рецептора импульс направляется в так называемые гломерулы, которые, как считается, выполняют самые первые этапы в распознавании запаха. Из гломерул сигнал спешит в мозг, где запах уже окончательно распознаётся и интерпретируется.

Эта структура обонятельного пути, с промежуточными гломерулами, есть у почти у всех наземных зверей и насекомых — за исключением стрекоз. У тех нет не только гломерул, но и высших обонятельных центров, а потому долгое время считалось, что стрекозы не имеют и обоняния.

Слухи об отсутствии у стрекоз обоняния, возможно, сильно преувеличенны. (Фото Paul Souders.)

Однако, по-видимому, всё не так просто. Зоологи из Перуджийского университета (Италия) присмотрелись повнимательнее к антеннам стрекоз и обнаружили у них некие рецепторные структуры, похожие на обычные обонятельные органы насекомых. Когда эти органы раздражали каким-нибудь запахом, в них возникал нервный импульс. То есть стрекозы запахи всё же воспринимают.

Однако простой нервный импульс в ответ на запаховый раздражитель ещё не доказывает, что у животного есть обоняние. Если стрекоза действительно чувствует запахи, они должны как-то влиять на её поведение. И дальнейшие эксперименты показали, что это так и есть.

Стрекоз отгораживали от дрозофил специальным экраном, через который саму добычу нельзя было видеть, но можно было чувствовать её запах, и стрекозы направлялись именно к той точке, где сидели мухи. Эксперимент выполняли как для равнокрылых, так и для разнокрылых стрекоз, и это стало первым подтверждением того, что у этих насекомых есть чувство обоняния.

Правда, возникает вопрос, как они всё-таки чувствуют запах, обходясь без обонятельных нейронных структур в мозге? Ответа на него пока что нет, и некоторые биологи попросту отвергают полученные данные частично или целиком, говоря, что если у стрекоз и есть какое-то обоняние, то лишь весьма ограниченное, рудиментарное, позволяющее чувствовать только некоторые запахи.

Впрочем, другие учёные не исключают, что нейронная организация обонятельной системы у стрекоз может быть особенной, непохожей на таковую у других насекомых. Так ли это и есть для такой особенности эволюционные предпосылки, покажут дальнейшие исследования.

Результаты работы опубликованы в Journal of Insect Physiology.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.
Источник: compulenta.computerra.ru