Индонезийская гусеница сооружает свой кокон из ядовитой смолы

Группа энтомологов под руководством профессора Уильяма Саймондсона  (William Symondson) из Университета Кардиффа открыла на индонезийском острове Калимантан гусеницу, которая сооружает кокон, где ей предстоит стать куколкой, а затем и бабочкой, из засохшей древесной смолы. Такой способ постройки кокона ранее не был известен в мире насекомых.

Процесс сооружения кокона Symondson et al. 2015 Journal of Natural HistoryПроцесс сооружения кокона Symondson et al. 2015 Journal of Natural History
© Symondson et al. 2015

Гусеница использует дерево Vatica rassak, выделяющее белую смолу, которая застывает на воздухе. Кокон сооружается из двух половинок, скрепляемых нитью, которую выделяет гусеница. Внутренняя часть его делается гладкой, а внешняя остается шероховатой из-за неровной поверхности застывших комков смолы. Дополнительную защиту от хищников и патогенных грибов куколке дают токсины, содержащиеся в смоле Vatica rassak.

Ученый случайно наткнулся на гусеницу на стволе дерева, проводя полевые занятия со студентами-энтомологами. Он несколько раз возвращался к этому месту в течение дня, фотографируя этапы строительства кокона. Тогда он считал, что это явление уже должно быть известным науке. Но, вернувшись в Великобританию, Уильям Саймондсон не смог найти информацию об этом виде ни в литературе, ни путем консультаций со специалистами по бабочкам Индонезии.

Гусеница пока не определена, но ученые полагают, что она принадлежит к роду Negritothripa семейства нолиды, или карликовые шелкопряды (Nolidae). Уильям Саймодсон надеется найти в этом районе острова другие экземпляры этих гусениц и вывести из куколок взрослых бабочек, чтобы иметь возможность описать новый вид.

Статья об обнаруженной гусенице опубликована в Journal of Natural History