У птиц нашли умение экстраполировать свое положение на магнитной карте Земли

Орнитологи выяснили, что перелетные птицы могут находить дорогу домой из незнакомых мест благодаря умению экстраполировать свое положение на магнитной карте местности.                                                                                                                                                                                          Альтруизм помогает птицам в дальних перелетах

“Перелетные птицы освоили то, что мы называем “истинной навигацией”, то есть они могут вернуться из незнакомой местности “домой”, не опираясь при этом на знакомые ориентиры и информацию с предыдущего перелета”, – объяснил один из авторов работы, научный сотрудник Килского университета (Великобритания) Дмитрий Кишкинев.

Из предыдущих исследований известно, что птицы не просто умеют ориентироваться по магнитному полю Земли, но и пользуются своеобразной магнитной картой местности. Благодаря ей птицы находили дорогу домой даже когда орнитологи перевозили их в совершенно незнакомую местность.

Чтобы проверить, как работает эта “карта”, в частности, могут ли птицы определять свое положение не по характерным особенностям магнитного поля Земли, а по особенностям местности и другим опознавательным знакам, ученые провели новую серию экспериментов. Они следили, как будут себя вести птицы под действием магнитных полей, свойства которых были им незнакомы.

​Для этого биологи поймали на юго-востоке Австрии несколько десятков тростниковых камышовок – небольших певчих птиц, которые летом живут на территории России и Европы, а зимой перелетают в центральную Африку. Ученые усадили их в специальные клетки, которые могут вырабатывать магнитные поля, имитирующие геомагнитную обстановку в окрестностях Нефтекамска.

Наблюдения показали, что “магнитная карта” во время миграции действительно была птицам важнее географических, астрономических или экологических ориентиров. Когда ученые включали магниты в клетках и “подделывали” магнитную широту и долготу местности, камышовки меняли направление движения и начинали лететь на юг – как будто они находились в Нефтекамске.

Кишкинев и его коллеги из Санкт-Петербургского государственного университета и Зоологического института РАН считают, что эта особенность говорит об умении перелетных птиц экстраполировать свое положение на магнитной карте. Они могут сопоставлять более ранние данные с поступающими прямо сейчас, заполняя таким образом “белые пятна” на этой карте. Благодаря этому птицы умеют определять, куда им нужно двигаться, чтобы достичь знакомой местности, при этом не зная ничего о географических или небесных ориентирах.

Насколько эта карта точна и могут ли птицы использовать ее для навигации или лишь для определения общего направления движения, ученые пока не узнали. Они надеются, что выяснить это удастся в дальнейших наблюдениях за поведением камышовок.

Статья опубликована в журнале Current Biology