Ученые МГУ в 2016 году открыли 16 новых видов растений

За последние пять лет ученые МГУ открыли около 60 новых видов растений, а прошлый год стал особенно урожайным: их оказалось 16. Как войти в историю и найти новый вид,  рассказал доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Гербария МГУ Алексей Серегин.

Открытый учеными МГУ совместно с турецкими и немецкими коллегами новый вид лука Allium Открытый учеными МГУ совместно с турецкими и немецкими коллегами новый вид лука Allium urusakiorum. © Önder Erdem

«У нас в среднем описывается в год по сосудистым растениям (всем зеленым растениям кроме водорослей и мхов ) 10−12 новых для науки видов. В этом году у нас рост в полтора раза. Это замечательный практический выход, потому что статьи статьями, они бывают разные, но когда открывается что-то новое — это очень показательно, это дорогого стоит. Из 60 новых видов, которые открыты за пять лет, всего восемь — на территории России, и 52 вида описаны сотрудниками университета за пределами страны», — сказал Серегин.

При этом в 2016 году все новые виды растений ученые из МГУ открыли за пределами России — в Турции, Казахстане, Лаосе, Мадагаскаре, Вьетнаме, Конго, Кабо-Верде, Монголии и Киргизии.

Открыть новый вид растений, когда на планете практически не осталось уголков, где не побывал бы человек, можно тремя способами. Самый известный из них — полевые исследования. Затем — морфологическое изучение гербария, которое существенно экономит время и силы, поскольку можно анализировать собранный раньше материал «под одной крышей», а не колесить по странам. И наконец, третий способ — это молекулярные ревизии, или молекулярно-генетические исследования растений.

«Доля видов, открытых с помощью молекулярно-генетических маркеров, растет. Сейчас если половина видов не открывается генетически, то она хотя бы проверяется. Даже больше половины. И эта доля будет расти. Описание новых видов без подтверждения хотя бы одним-двумя генетическими маркерами просто могут не принять в нормальных научных журналах, это „правила хорошего тона“», — пояснил Серегин.

Царство растений очень разнообразно, каждый вид может нести достаточно мелкие, на первый взгляд, признаки. Однако если эти признаки очень устойчивые, то можно говорить об открытии.

Так, одним из открытых благодаря ДНК-анализу видов в прошлом году стал лук Allium urusakiorum. Ученые из Турции несколько лет назад нашли это растение в поле и по справочникам определили как широко распространенный вид.

Однако затем образцы этого растения попали к ученым из МГУ, которые на основании молекулярно-генетических исследований установили, что этот вид состоит из десяти сильно отличающихся друг от друга локально распространенных видов, сосредоточенных в горных системах нескольких стран. Один из таких «островков» нового вида оказался на севере Турции, на границе с Болгарией, где и был собран.

Другой открытый в 2016 году вид — Prangos multicostata из семейства зонтичных, обнаруженный в Казахстане.

«Образец предварительно был назван как известный вид. Когда был сделан генетический анализ, оказалось, что это совершенно отдельная штука. Тогда признаки сами, что называется, полезли. Удалось понять, что это никакая не индивидуальная изменчивость, а признаки нового вида», — сказал Серегин.

По словам биолога, в мире ежегодно описывается порядка двух тысяч новых видов сосудистых растений. По прогнозам ученого, количество открываемых видов в обозримом будущем сократится до 1,5−1,6 тысячи и будет держаться на этом уровне.