Ученый заявляет об открытии шестого “магнитного” чувства у человека

РИА Новости. Геофизик из Калифорнии заявляет, что человек, как и некоторые рыбы и птицы, обладает встроенным “биокомпасом”, позволяющим нам ощущать магнитные поля, в том числе и поле Земли, сообщает новостная служба журнала Science.

Ученый заявляет об открытии шестого "магнитного" чувства у человека© Jonathan Cohen/Binghamton University

“Клетка Фарадея стала ключом к этому открытию — лишь несколько лет назад, когда мы установили ее в нашей лаборатории и защитили участников опытов от помех в виде радиоволн и электромагнитных шумов от компьютеров, лифтов и прочих приборов, мы начали получать чего-либо стоящие результаты”, — рассказывает Джо Киршвинк (Joe Kirschvink) из Технологического института Калифорнии в Пасадене (США).

Magnets, how do they work?

Киршвинк и его коллеги, биологи и геофизики, уже несколько десятилетий пытаются разгадать тайну того, как почти все птицы и многие рыбы и даже морские черепахи умеют “видеть” силовые линии магнитного поля Земли, запоминать их рисунок и использовать его для поиска нерестилищ, зон зимовки и пляжей.

Работа этого механизма до конца не изучена, существует множество различных гипотез о принципе работы “биокомпаса” — к примеру, ученые обнаружили “магнитные” рецепторы в клювах голубей, среди нейронов сетчатки глаза птиц зарянок и мушек-дрозофил. Считается, что люди не обладают чувствительностью к магнитному полю, однако это мнение часто оспаривается.

Одна из гипотез гласит, что за чувствительность к магнитному полю зависит от белков из семейства криптохромов (CRY), которые присутствуют в организме человека, что и дало основания считать, что мы обладаем шестым, “магнитным” чувством, которое почти перестало работать по каким-то эволюционным причинам.

Калифорнийский геофизик решил серьезно заняться поиском ответа на этот вопрос,  создав специальную “магнитную” лабораторию, направление и силу поля в которой можно гибко менять, увеличивая или повышая напряжение на индукционных катушках, окружающих комнату, в которой сидит доброволец. Вся эта система была защищена от внешнего мира при помощи вышеупомянутой клетки Фарадея – по сути, коробку из проволочной сетки, подключенную к системе заземления.

Заземленный магнетизм

Когда участник опытов сидел внутри этой “клетки”, Киршвинк и его коллеги следили за тем, как менялся рисунок активности его мозга при помощи электроэнцефалографа, изготовленного из латуни и других немагнитных материалов. В общей сложности через эту систему прошло 19 человек, в том числе сам Киршвинк, а также ученые из Японии, проверяющие результаты его работы.

Для чистоты эксперимента работа компьютера, управляющего напряжением на катушках “клетки”, была настроена таким образом, что ни участники эксперимента, ни сами ученые не знали, меняет ли он магнитное поле внутри “клетки” или просто подавляет внешние источники электромагнитных полей.

Анализ результатов этого опыта, как утверждает калифорнийский геофизик, показал, что человек действительно обладает шестым магнитным чувством и может ощущать направление магнитных полей, хотя и делает это хуже, чем животные. По его словам, все участники опытов одинаковым образом реагировали на изменения в силе и направлении поля, что отражалось на их электроэнцефалограмме.

К примеру, вращение магнитного поля приводило к снижению в сила альфа-ритмов в мозге с задержкой в несколько сотен миллисекунд, что говорит о том, что наша нервная система обрабатывала информацию об изменениях в силе и направлении поля. Что интересно, такой эффект проявлялся не всегда – мозг добровольцев реагировал на магнитное поле только при вращении против часовой стрелки и вверх и вниз.

Как рассказывает Science, другие ученые восприняли такие выводы настороженно — они не сомневаются в том, что Киршвинк действительно проводил все эти эксперименты и не переиначил их результаты, однако они не уверены в его интерпретации полученных данных. С другой стороны, сам геофизик заявляет, что его японские коллеги получают схожие результаты в своем эксперименте со схожей постановкой, и готов говорить о том, что у человека действительно есть шестое чувство.