Сейсмологи выяснили, что вулканы «умолкают» перед извержением

Международная группа ученых изучила, как ведут себя вулканы перед извержением. Оказалось, что перед активным выбросом лавы сейсмическая активность затихает. Чем дольше пауза — тем сильнее грядущее извержение.

Вулкан Телика в НикарагуаВулкан Телика в Никарагуа
© Václav Synáček / Flickr

Вулканологи могут достаточно точно предсказать пробуждение спящего вулкана: по усиливающейся сейсмической активности, деформации окружающей поверхности и высвобождению газа. Сложнее определить, что готовит действующий вулкан.

Чтобы выяснить, как перед извержением ведут себя активные вулканы, исследователи проанализировали данные о сейсмической активности и визуальные наблюдения вулкана Телика в Никарагуа за 2011 год. В мае того года произошла серия коротких извержений пепла.

Проанализировав записи, ученые выяснили, что 35 из 50 извержений предшествовал спокойный период более получаса, а еще 13 — хотя бы пятиминутные паузы. И лишь два извержения грянули «без предупреждения». «Это как затишье перед бурей», — отмечают авторы исследования.

Длина паузы коррелировала с количеством энергии, которое высвобождается при извержении: чем длиннее пауза, тем мощнее извержение. Для самых сильных извержений пауза продолжалась до 10 часов. Таким образом, внимательно наблюдая за вулканом можно предсказывать не только время, но и силу грядущего извержения.

Исследование ученых из США, Великобритании и Никарагуа опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters.