Возбудитель малярии делает запах человека привлекательным для комаров

Плазмодии (возбудители малярии) активно меняют запах тела своих хозяев, делая его привлекательным для других москитов, выяснили ученые. О новом исследовании рассказывается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

КомарФото: CDC, University of Notre Dame, James Gathany / AP

Малярия была и остается опасным инфекционным заболеванием: ежегодно от нее умирает 15-30 миллионов человек. Возбудители малярии — простейшие рода Plasmodium (плазмодии). К человеку они попадают после укуса комаров рода Anopheles. Однако для паразитического организма плазмодия с попаданием в организм человека все не заканчивается. Его жизненный цикл должен завершиться в теле другого комара, который должен укусить уже больного малярией. Именно поэтому плазмодии воздействуют на запах зараженной особи, повышая его привлекательность для насекомых.

Марк Мешер (Mark Mescher) и его коллеги поместили мышей, зараженных «плазмодием грызунов» Plasmodium chabaudii, в специальную камеру. При сравнении с контрольной группой выяснилось, что малярийные комары гораздо чаще кусали больных мышей, нежели здоровых. Особенно четко это проявилось спустя 10-20 дней после заражения, когда в крови «больных» грызунов наблюдается наибольшая концентрация незрелых половых клеток паразита. Эти клетки (гаметоциты) достигают зрелости и оплодотворяют друг друга в кишечнике комара, «порождая» сотни клеток-спор, проникающих в слюнные железы — и цикл начинается заново.

С помощью газовой хроматографии ученые определили летучие соединения, выделяемые организмом больных и здоровых мышей, и выяснили, что во время болезни выбросы большинства этих веществ увеличиваются. Важно, что запах тела сильнее всего меняется при максимальной «заразности» носителя, что еще больше усиливает скорость распространения заболевания.

Оказалось также, что плазмодии не вызывают синтез никаких особых соединений — уникального «запаха малярии» нет. Паразиты лишь форсировали выбросы веществ, уже присутствовавших в запахе особи, и являющихся привлекательными для комаров. Это вполне логично, утверждает Мешер: ведь анофелесам совершенно не хочется заразиться плазмодиями, и привлекать их внимание особым запахом не нужно.

Наконец, ученые выяснили, что малярийный запах остается в теле даже после исчезновения симптомов болезни, хотя его химический спектр меняется.

Сейчас Мешер и его коллеги проводят в Африке новое исследование, уже с участием больных людей. Ученые собираются разработать новые диагностические процедуры, позволяющие выявить зараженных малярийным плазмодием индивидов, даже при отсутствии четко выраженных симптомов.