Завезенные на далекий остров мыши научились охотиться на альбатросов

Домовые мыши, ненамеренно завезенные людьми на океанские острова, часто становятся угрозой для местных видов птиц. Ученым уже давно было известно, что мыши пробираются в гнезда, где поедают яйца и нападают на птенцов, но теперь получены свидетельства нападений мышей на взрослых птиц, что делает их еще большей экологической угрозой.

© RSPB© RSPB

По данным Королевского общества защиты птиц, такое явление было зарегистрировано на острове Гоф, входящем в состав архипелага Тристан-да-Кунья в южной Атлантике. На острове, который входит в список объектов Всемирного наследия, гнездится около восьми миллионов морских птиц 24 различных видов, включая находящегося под угрозой исчезновения тристанского альбатроса (Diomedea dabbenena). Сейчас осталось только 2000 гнездящихся пар этого вида, причем 99 % из них размножаются на острове Гоф.

Мыши попали на острова Тристан-да-Кунья в XIX веке, и за прошедшее время там образовалась устойчивая популяция, причем местные мыши стали в полтора раза крупнее домовых мышей в Европе, что позволяет им нападать на сравнительно крупную добычу. Одно из любимых их блюд — яйца и птенцы морских птиц. Мыши наносят птенцу серьезные раны, так что, даже если он не погибает непосредственно при их нападении, он нередко умирает в последующие дни.

Для альбатросов потеря птенцов особенно опасна, так как этот вид приступает к размножению поздно, в возрасте не менее десяти лет. Исследование, опубликованное в 2018 году, показало, что мыши убивают два миллиона птенцов морских птиц в год только на острове Гоф. Соседний остров Марион, на котором тоже расположены гнездовья множества птиц, сталкивается с такой же угрозой со стороны мышей.

Новые данные были собраны при помощи видеокамер во время гнездового сезона 2019 года. Выяснилось, что при нападениях на гнезда мыши могут собираться в стаи численностью до десяти особей. Это позволяет им не только убивать птенцов, но и наносить раны взрослым альбатросам.

«Уже более десяти лет мы знаем, что мыши на острове Гоф нападают на птенцов морских птиц и убивают их, — говорит орнитолог Крис Джонс (Chris Jones), работающий на острове Гоф. — Хотя это само по себе вызывает серьезную обеспокоенность, нападения на взрослых, которые способны в течение жизни родить десятки птенцов, могут иметь разрушительные последствия для шансов на выживание этих долгоживущих морских птиц. Это ужасное событие, и теперь эти нежные великаны могут быть потеряны даже быстрее, чем мы предсказывали».

Для защиты гнездовий от мышей планируется разбрасывать с вертолетов отравленные приманки. Этот способ уже успешно применялся на других островах. Представители зоозащитных организаций, однако, возражают против его применения, считая, что в проекте должны быть рассмотрены другие методы, такие как химические или звуковые средства сдерживания, контроль рождаемости у мышей или строительство гнездовий, не доступных для грызунов. Но Королевское общество защиты птиц отвечает, что лучшей альтернативы не существует, а меры по сокращению численности мышей необходимо принимать срочно. «В технико-экономическом заключении рассматривались различные методы удаления мышей с острова Гоф, — говорит Мартин Харпер, директор по охране окружающей среды Королевского общества защиты птиц. — Однако считается, что только применение родентицида на всем острове может привести к успешному результату. В настоящее время нет доступных методов, которые были бы более гуманными и обеспечивали бы такой же уровень уверенности в успехе».

Статья опубликована на сайте Королевского общества защиты птиц