Тектонику плит на Земле мог запустить удар 100-километрового астероида

Движение плит земной литосферы определило всю ее геологическую и во многом биологическую историю. По некоторым предположениям, без тектоники плит жизнь на планете невозможна, хотя некоторые данные указывают, что это не так. Тем не менее на ранней Земле этих глобальных движений коры еще не существовало, и считается, что они могли «запуститься» около четырех миллиардов лет назад.

Сферулы из кратона Каапвааль  ©Lowe et al., 2019Сферулы из кратона Каапвааль
©Lowe et al., 2019

Любопытно, что именно в то время планета подвергалась особенно мощной метеоритной бомбардировке. Отталкиваясь от этого, австралийский геолог Крэг О’Нил (Craig O’Neill) выдвинул гипотезу о том, что тектоника плит могла стартовать под ударами падавших на Землю астероидов.

Мощные удары астероидов оставляют характерные следы, некоторые из которых способны сохраняться миллиарды лет. В частности, испарившиеся и снова сконденсировавшиеся породы могут формировать округлые сферулы. Ученые исследовали такие образования, оставшиеся в кратонах — древнейших фундаментах континентальной коры — в сегодняшней Западной Австралии (кратон Пилбара) и Южной Африке (кратон Каапвааль).

«Моделирование ранней Земли указывает, что чрезвычайно мощные столкновения — с телом диаметром более 300 километров — могли принести для этого достаточно энергии», — говорит О’Нил.

Однако данных о подобном гигантском столкновении нет, и даже в период Поздней метеоритной бомбардировки, по-видимому, максимальный размер упавших на планету астероидов не превышал 100 километров. Это действительно колоссальная цифра: для сравнения, объект, который значительно позднее привел к гибели  динозавров, оценивается максимум в 70 километров в поперечнике.

С другой стороны, если астероиды были достаточно многочисленны, они могли привести к тем же температурным аномалиям в мантии, которые запустили движение плит. Новая работа геологов показала, что в среднем архее (между 2,9 и 3,3 миллиарда лет назад) из-за неравномерного остывания земная кора имела крайне неодинаковую толщину. На «тонких» участках она была не столь устойчива, и точный удар в одну из таких областей мог дать старт движению плит. По расчетам ученых, тогда для этого было достаточно и 100-километрового астероида.

Cтатья опубликована в журнале Geology