Магнитные полюса Земли могут и не поменяться местами

Глобальное магнитное поле планеты ослабевает уже не первое столетие, что заставило многих ученых ожидать скорой инверсии его полюсов. Такое происходило не раз в истории Земли – но, возможно, не в этот. Ослабление стартовало с очень высокой точки, и геомагнетизм, похоже, просто возвращается к норме.

Сам период инверсии сопровождался резким ослаблением геомагнитного поля, и как результат, – росту числа космических частиц, бомбардирующих Землю. И если прежде это в целом было достаточно безопасно, сегодня, когда мы полностью зависим от электричества, радиокоммуникаций и спутников, нарушения в работе этих систем могут оказаться очень болезненными. Но есть ли действительный повод для беспокойства?

Новая работа, опубликованная командой американских геофизиков, дает надежду, что все обойдется. Проследив свидетельства о динамике геомагнитного поля на протяжении последних 5 млн лет, авторы показали, что в прошлом оно было заметно слабее привычного нам уровня. В течение длительных периодов времени напряжение его не превышало 60% от современного значения (сегодня оно колеблется около 0,34 А/м у экватора и 0,66 А/м у полюсов).