Скорлупа яиц динозавров рассказала об их гнездах

Палеонтологи Кохей Танака (Kohei Tanaka) и Дарла Зелински (Darla K. Zelenitsky) из университета Калгари, а также Франсуа Терриен (François Therrien) из Королевского Тирреловского палеонтологического музея провели исследование структуры окаменевших яиц динозавров с целью установить, какой была конструкция их гнезд.

Реконструкция гнезда MaiasauraРеконструкция гнезда Maiasaura

Ученые намеревались выяснить, какие динозавры закапывали свою кладку в грунт, подобно современным крокодилам, а какие, возможно, откладывали яйца в открытые гнезда, как птицы. Яйца крокодилов, закопанные в смесь грязи и растительных остатков, согреваются теплом, выделяемым при гниении субстрата, но к ним затруднен доступ воздуха. Поэтому в скорлупе крокодильих яиц есть множество пор, которые должны обеспечить доступ к ним кислорода и выделение углекислого газа. У птичьих яиц, лежащих на открытом воздухе, пористость существенно ниже, а диаметр пор – меньше.

Палеонтологи исследовали пористость скорлупы 29 видов динозавров различных групп и сравнили ее с данными о пористости яиц у 127 видов современных птиц и крокодилов. Большинство яиц динозавров отличались большим количеством и размером пор, это заставляет предположить, что данные виды закапывали свои яйца. Но среди одной из групп терапод, а именно манирапторов (Maniraptora) были широко распространены яйца с малым числом пор и, соответственно, открытые гнезда. При этом именно манирапторов многие исследователи считают группой, наиболее эволюционно близкой птицам. Как полагают ученые, новый способ гнездования помог предкам птиц освоить альтернативные места расположения гнезд, например, они могли начать сооружать гнезда на деревьях, в безопасности от наземных хищников.

Исследование опубликовано в электронном научном журнале PLOS ONE