Охлаждение Земли аэрозолями лишит нас звезд

РИА Новости. “Засеивание” атмосферы планеты частицами аэрозолей для ее охлаждения и замедления изменения климата сделает свет большинства звезд невидимым для глаза человека, сообщает интернет-издание Space.com.

Ночное небо ПарижаНочное небо Парижа
© NASA/ Bertrand Kulik

“Подобная методика окончательного решения климатического вопроса очень быстро работает, она очень дешева и ее можно сделать уже фактически сегодня. Но сразу же возникает вопрос — стоит ли подобное замедление глобального потепления тех негативных последствий, которые вызываются выбросами аэрозолей в атмосферу?”, — заявил Чарли Зендер (Charlie Zender) из университета Калифорнии в Ирвине (США).

Считается, что аэрозоли — микроскопические капли жидких веществ и твердые частицы — отражают часть солнечных лучей и способствуют конденсации влаги в облаках, что заметно “охлаждает” нашу планету. Большинство климатологов предполагает, что большая часть аэрозолей образуется благодаря действию паров аммиака и серной кислоты в нижних слоях атмосферы.

Как показывают последние климатические исследования, резкое повышение концентрации аэрозолей в атмосфере в последние 10-15 лет является одной из причин того, почему глобальное потепление несколько притормозило свой ход в 2000 годах. Поэтому многие ученые сегодня всерьез задумываются о том, чтобы начать искусственно засеивать атмосферу Земли аэрозолями для еще большего замедления потепления.

По мнению Зендера, у подобного решения будет масса негативных последствий, часть из которых особенно сильно отразится на астрономии и облике неба. Как показывают его расчеты, добавление большого числа аэрозолей приведет к тому, что световое загрязнение ночного неба, порожденное искусственными источниками света на Земле, заметно усилится, так как эти капли могут отражать свет не только “сверху”, со стороны Луны и Солнца, но и “снизу”.

Что самое главное, это усиление будет работать на всей территории планеты, так как аэрозоли будут распределены равномерно по всей атмосфере Земли. В результате этого самые тусклые звезды, которые сегодня едва видны в самых темных уголках мира, станут фактически невидимыми для невооруженного глаза и простейших телескопов.

Дополнительную проблему будет создавать и то, что капли аэрозолей будут отражать и сам свет звезд, галактик и прочих далеких космических объектов, делая их еще тусклее. По словам Зендера, в большинстве обитаемых уголков мира яркость ночного неба вырастет на 25%, что сделает фактически все звезды, даже самые яркие из них, невидимыми для жителей всех крупных мегаполисов.

С одной стороны, подобная “жертва” может показаться небольшой, однако, как подчеркивает астроном, мы сегодня почти ничего не знаем о том, как свет звезд влияет на жизнь и различные природные процессы на Земле. К примеру, африканские жуки-скарабеи используют свет Млечного Пути для ориентации в пространстве, и его исчезновение с небосвода крайне негативно повлияет на их жизнь. Другим примером этого, как отмечает Зендер, являются детеныши морских черепах, которым нужна темнота в первые дни и часы после вылупления.