Тибетское плато поднимается и расширяется

Крупнейшая топографическая аномалия современности, наблюдаемая над уровнем моря – подъем Тибетского плато. Разгадка тайн этого явления сулит ученым ответами на целый ряд важнейших вопросов, в числе которых и климатические, ведь некоторые гипотезы связывают подъем плато с изменением климата.

Тибетское плато

Команда ученых под руководством Кэтрин Хантингтон решила применить к изучению феномена метод изотопной термометрии. Суть заключается в том, что исследовать эволюцию огромного плато очень сложно, в отличие от эволюции более мелких объектов, имеющих схожий с преобладающей породой плато химический состав. Такие сходства ученые узрели между породой плато и раковинами улиток. Они изучили раковины современных и ископаемых улиток, охватив своим исследованием временной промежуток в 9 млн лет, и сделав по их особенностям выводы об изменении климата и температуры воздуха в регионе Тибета за это время.

Было установлено, что за миллионы лет местность не раз подвергалась значительным перепадам температуры. Сопоставление температурных данных с отбором современных геологических проб позволило ученым установить ряд аспектов подъема Тибетского плато. В частности, они выяснили, что плато поднимается, расширяясь по площади в восточном и западном направлении.

Источник: earth-chronicles.ru