Хищники триаса охотились друг на друга

Зуб одного из самых страшных хищников триаса, прочно увязший в бедренной кости другого страшного хищника того же периода, заставил палеонтологов пересмотреть экологические модели мира, сложившегося после Великого вымирания.

Скелет представителя RauisuchidaeСкелет представителя Rauisuchidae

Примерно 210 млн лет назад, когда суперконтинент Пангея только начинал распадаться на части, а не превышавшие размерами собаки динозавры пугливо прятались от любого шороха, вершины пищевых цепочек занимали две группы рептилий – фитозавры и равизухии. Первые царствовали в пресных водоемах, а вторые оставили за собой сушу, и до последнего времени палеонтологи считали, что они практически не пересекались, поддерживая что-то вроде вооруженного нейтралитета в условиях экологической изоляции. Однако недавняя находка ученых в музейных коллекциях опровергает эту успевшую устояться точку зрения.

Мишель Стокер и Стерлинг Несбитт из Виргинского политехнического института уверены, что представители Phytosauria и Rauisuchidae не просто случайно встречались время от времени, но искали этих встреч вполне сознательно. Доказательством их гипотезы стал зуб фитозавра, обнаруженный в кости равизухии. “Фитозавры считались доминирующими водными хищниками, потому что достигали крупных размеров и очень напоминали современных крокодилов, – рассказала Стокер. – Но мы смогли обеспечить первое прямое доказательство того, что они целенаправленно охотились и на крупную наземную добычу”.

Разбирая кости триасовых рептилий из коллекции Калифорнийского университета в Беркли, Стокер и Несбитт нашли зуб фитозавра внутри бедренной кости, принадлежавшей примерно восьмиметровой равизухии. При этом обломок зуба уходит в кость на шесть сантиметров, что позволяет говорить о том, что жертва успешно пережила нападение крокодилоподобного монстра и потом прожила еще долго.

“Обнаружить зубы, вросшие непосредственно в ископаемые кости, удается очень, очень редко, – отметила соавтор работы Стефани Драмеллер из университета Теннесси. – Зуб фитозавра в таком месте вообще встречен впервые, и теперь у нас есть явная улика для интерпретации подобных укусов”.

Подвергнув кость покусанной фитозавром равизухии компьютерной томографии, коллектив ученых выявил на ней еще несколько следов укусов тем же хищником, но сделанных намного позже. Таким образом, крупная сухопутная рептилия как минимум дважды в своей жизни сталкивалась с агрессией главного водного хищника своего времени. Сколько фитозавров пострадало от зубов самой равизухии, к сожалению, установить невозможно.

“Наше исследование призывает пересмотреть некоторые предположения относительно взаимоотношений в экосистемах позднего триаса, – резюмировала Стокер. – Разрыв между водными и сухопутными хищниками, похоже, был слишком упрощен, и я думаю, что мы успешно показали, как тесно были связаны две эти сферы”.

Статья опубликована журналом Naturwissenschaften