Новой целью генной терапии стала болезнь Хантера

Проводятся клинические испытания генной терапии в борьбе с еще одним заболеванием – болезнью Хантера. Биотехнологическая компания Sangamo Therapeutics, базирующаяся в Ричмонде, Калифорния, сообщила, что у двоих пациентов, участвовавших в испытания, организм теперь способен вырабатывать необходимый фермент, правда, в небольших количествах.

Мозг человека с болезнью Хантера © Igor Nestrasil, M.D., Ph.D., Carole Nguyen, University of MinnesotaМозг человека с болезнью Хантера
© Igor Nestrasil, M.D., Ph.D., Carole Nguyen, University of Minnesota

Болезнь Хантера вызывается мутацией в X-хромосоме. В результате этой мутации у человека отсутствует фермент, расщепляющий гликозаминогликаны – один из типов сахаров. Эти вещества накапливаются в клетках, вызывая целый ряд негативных для здоровья последствий, от частых простудных заболеваний и задержки развития до повреждений сердца и головного мозга, приводящих к ранней смерти. Больные с тяжелой формой болезни Хантера обычно живут не больше двадцати лет. Лекарств, которые полностью избавляли бы от этой болезни, не существует, состояние больных улучшается, если они регулярно получают препарат – аналог недостающего в их организме фермента.

В нынешнем эксперименте был применены генноинженерные белки, известные как «нуклеазы цинковых пальцев» (по форме фрагменты этих молекул действительно похожи на пальцы). Они отвечают за регуляцию активности генов и взаимодействуют со строго определенными участками ДНК. Можно получить нуклеазы, которые находят нужный ген, затем разрезают в этом участке цепочку ДНК, вставляют исправленную копию гена и вновь ее соединяют. Таким образом дефектный ген редактируется в организме пациента.

Четверо пациентов с болезнью Хантера получили инъекции безвредного вируса, доставившего в их организм ДНК нуклеаз с полноценной версией нужного гена. В ноябре прошлого года первым опробовал такую терапию Брайан Мадо из Аризоны. Теперь исследователи рассказали о его состоянии и о еще троих пациентах, получивших аналогичное лечение. У двоих участников, получивших самые маленькие дозы нуклеаз, уровнь гликозаминогликанов в моче не изменился. Но у двух других, чья доза была больше, он значительно снизился: на 39% и 63% соответственно.

Это может быть признаком того, что их организм начал вырабатывать некоторое количество расщепляющего гликозамингликаны фермента. Хотя фермент не был выявлен при анализе крови пациентов, авторы исследования объясняют это тем, что содержание его слишком мало для существующей методики анализа. Они надеются, что их выводы подтвердятся вскоре, когда будут готовы результаты еще двоих участников, получивших самые высокие дозы нуклеаз.\