Новый метод поможет иммунной системе разыскивать опухолевые клетки

Ученые из Йельского университета  разработали  новый метод иммунной терапии рака, который позволит иммунной системе обнаружить и уничтожить опухолевые клетки, в том числе и те, что успешно скрылись от других вариантов иммунотерапии. Руководитель лаборатории Сиди Чень (Sidi Chen) назвал новую систему молекулярным эквивалентом оранжевой тюремной формы, позволяющей полиции легко заметить сбежавших преступников.

Раковые клетки, электронная микрофотография © Wellcome ImagesРаковые клетки, электронная микрофотография
© Wellcome Images

Раковые клетки часто меняют свой профиль генной активности, что затрудняет обнаружение их иммунной системой. Сотрудники лаборатории Сиди Ченя решили заставить их выдать себя, а для этого научились принудительно активировать у этих клеток определенные гены. Для этого они использовали метод генной терапии: заранее разработанные библиотеки генного редактора CRISPR, активирующие различные гены, и модифицированный аденовирус для доставки CRISPR в клетки. Изменение активности генов опухолевых клеток в результате делает их заметными для иммунной системы. Система, получившая название «мультиплексная активация эндогенных генов в качестве иммунотерапии» (MAEGI), воздействует сразу на десятки тысяч генов, связанных с опухолевыми клетками разных типов.

Проведенные на мышах эксперименты показали эффективность такого метода при лечении меланомы, рака поджелудочной железы и так называемого «тройного негативного» рака молочных желёз. У этой разновидности опухоли нет рецепторов к трем гормонам: прогестерону и эстрогену, а также к эпидермальному фактору роста HER 2/neu, поэтому такие опухоли невозможно подавить гормональной терапией. Особенно выгодным свойством новой системы стала ее способность обнаруживать метастазы, находящиеся далеко от первичного источника опухоли. Последующие исследования позволят оптимизировать систему MAEGI для упрощения производства и подготовки к клиническим испытаниям на онкологических больных.

О достигнутых результатах сообщается в журнале Nature Immunology