Адская лягушка питалась мелкими динозаврами

Гигантская лягушка, обитавшая в конце мелового периода на Мадагаскаре, вполне могла питаться мелкими динозаврами, внося таким образом свою лепту в глобальное вымирание королей мезозоя. А чтобы не пострадать от разъяренных рептилий, лягушка носила специальный костяной бронежилет.

Beelzebufo ampingaBeelzebufo ampinga
Реконструкция: Nobu Tamura

Новое исследование международной группы ученых, возглавляемое специалистами Калифорнийского политехнического института, буквально переворачивает наши представления о месте и роли бесхвостых амфибий по крайней мере в некоторых позднемезозойских сообществах.

“Большинство из почти 6 800 современных видов лягушек имеют слабые челюсти, играющие лишь незначительную роль в захвате добычи. Заметным исключением из этой закономерности являются южноамериканские рогатые лягушки (Ceratophrys). Агрессивные и способные потреблять позвоночных, сопоставимых с собой по размеру, эти “прыгающие головы ” используют тископодобные челюсти для захвата, удержания и обездвиживания добычи”, – пишут исследователи в своей статье.

“В отличие от подавляющего большинства лягушек, имеющих слабые челюсти и обычно потребляющих небольших жертв, рогатые лягушки являются засадными хищниками, охотящимися на других лягушек, змей и грызунов сопоставимых с собой размеров, – рассказал соавтор исследования доктор Марк Джонс (Marc Jones) из университета Аделаиды. – И их мощные челюсти играют решающую роль в захвате и одолении добычи”.

“Многие люди считают рогатых лягушек забавными из-за их больших голов и толстых круглых тел, – добавил соавтор работы Шон Уилкокс (Sean Wilcox) из университета Калифорнии в Риверсайде. – Тем не менее, эти хищники дали нам редкую возможность узнать больше о биологии огромной вымершей лягушки”.

Проведя исследование зависимости возможной силы укуса современных лягушек от их размера и экстраполировав полученные результаты на более крупные размеры тела, ученые установили, что экстремально крупные рогатые лягушки (Ceratophryidae), например бразильская рогатка (Ceratophrys aurita) или вымершая адская лягушка (Beelzebufo ampinga), вероятно, могли сжимать свои челюсти с усилием от 500 до 2200 ньютонов. Это вполне сопоставимыми с плотоядными млекопитающими среднего и крупного размера. Для сравнения, сила укуса человека составляет порядка 800-900 ньютонов, а тираннозавра – 35 000 ньютонов.

“При такой силе укуса Beelzebufo ampinga могла бы поймать мелких или молодых динозавров, обитавших в тех же местах”, – рассказал доктор Джонс.

“Впервые сила укуса была измерена у лягушки, – сообщил профессор Кристофер Лаппин (Kristopher Lappin) из Калифорнийского университета. – Укус большой Beelzebufo ampinga был бы замечательным, и это определенно не то, что я хотел бы испытать на себе”.

Напомним, что адская мадагаскарская лягушка из мелового периода не в первый раз привлекает к себе внимание палеонтологов. В 2014 году британские палеонтологи исследовали ее наружные покровы и пришли к выводу, что жизненно важные органы Beelzebufo защищала костяная броня, предохранявшая земноводное от нападений хищников и вероятной потери влаги.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports