Секс на Земле появился 385 миллионов лет назад. Видео

Трудно найти более непохожих на людей позвоночных, чем панцирные рыбы. Однако австралийские ученые нашли важнейшее сходство между венцом эволюции и существами, стоявшими у самых истоков эволюции хордовых. Им, к удивлению и недоумению палеонтологов, оказался общий способ размножения.

Панцирные рыбы размножались плечом к плечу

Палеонтолог австралийского университета Флиндерса Джон Лонг изучал древних панцирных рыб – антиарх рода Microbrachius. Жившие 385 млн лет назад в неглубоких пресноводных озерах, эти животные были очень примитивны, и в основном от них остаются лишь окаменевшие панцири, при жизни рыб покрывавшие большую часть их тела.

Среди целых панцирей и разрозненных щитков, на которые они легко распадались, Лонгу и его коллегам встретились необычные пластинки в форме буквы Г длиной около сантиметра. Заинтересовавшись странными объектами, палеонтолог вскоре пришел к выводу, что они представляют собой первые в истории совокупительные органы – прообразы мужских гениталий раннедевонского возраста. А вскоре на панцирях самок он нашел “ответную часть” – пару костяных пластинок, фиксировавших ту самую костяную Г во время копуляции.

“Мы напечатали 3D-модели этих рыб, и я поиграл ими в спаривание. Единственным возможным способом оплодотворения для микробрахиусов оказалась поза бок о бок, напоминающая положение танцоров кадрили. И их плавники при этом переплетались точно таким же образом, как руки танцоров”, – рассказал профессор Лонг.

По его мнению, копуляция древних антиарх не ограничивалась чисто прагматической функцией оплодотворения, но несла и позитивную эмоциональную нагрузку. “Наше открытие говорит не только о костных структурах этих рыб, но и об эволюции поведения, о том, когда секс впервые стал интересным, – отметил Лонг. – Зачем вообще было развивать эти крупные костные структуры, если не использовать их в половом акте”. Палеонтолог заявил также, что это один из первых шагов эволюции полового акта, ведущей к человеку.

Открытие Лонга, которое далекому от палеонтологии человеку может показаться в лучшем случае занятным, вызвало настоящий переполох в стане биологов. Дело в том, что некоторые потомки антиархов утратили способность к внутреннему оплодотворению и вернулись к куда более примитивному наружному – когда икра и молоки смешиваются не внутри тела самки, а в окружающей среде. Большинство рыб используют его и в наши дни.

Панцирные рыбы размножались плечом к плечу

“Это было совершенно неожиданно, – говорит Лонг. – Биологи были уверены в том, что возвращение от внутреннего оплодотворения обратно к наружному невозможно, но мы показали, что должно быть, случилось именно так”.

Почему потомки антиарх, находящихся у самых корней родословного древа позвоночных, потеряли столь ценную эволюционную находку, сказать пока невозможно. Лишь по прошествии миллионов лет их потомки – хрящевые рыбы – снова изобретут нечто подобное. Только у них копуляционные органы будут формироваться из хрящевой ткани плавников, а не костяного эпидермального панциря.

Статья  опубликована в журнале Nature