Авимимусы предпочитали коллектив

Традиционное представление о динозаврах, господствовавшее у большинства людей еще в недалеком прошлом, рисовало древних мезозойских ящеров мрачными и неповоротливыми одиночками. В последнее время, наоборот, принято воспринимать их, даже самых крупных, этакими общительными и даже общественными животными.

Родственный Avimimus динозавр HuanansaurusРодственный Avimimus динозавр Huanansaurus
Реконструкция: Chuang Zhao.

Но откуда у палеонтологов взялась уверенность в том, что динозавры могли собираться в стаи, если их самих живьем никто никогда не видел? Ответ дают находки больших групп ящеров одного вида, явно не по случайности захороненных в одном и том же месте. Например, численность стаи авимимов, остатки которой изучают в Монголии, составляет уже десятки особей.

В 2006 году в районе Монголии, называемом Нэмэгэт, были найдены несколько скелетов небольших птицеподобных динозавров Avimimus из верхнего мела. По мере раскопок их число увеличивалось и на сегодняшний день из этого местонахождения известны уже нескольких десятков особей взрослого возраста. Остатков динозавров других видов оттуда почти не известно, что, говоря ученым языком, делает это местонахождение монодоминантным.

“Монодоминантное местонахождение авимимов из свиты Nemegt является первым описанным местонахождением овирапторозавров (Oviraptorosauria – группа ящеротазовых динозавров, в которую входят и авимимы – прим. ред), – рассказал соавтор исследования, палеонтолог канадского университета Альберты Грегори Фанстон (Gregory Funston). – Находки из других местонахождений показывают, что нептичьи тероподы имели тенденцию к образованию стад с преобладанием молоди. Стада с преобладанием взрослых особей также обычно содержат какой-то процент молоди. В этом смысле данное местонахождение авимимов выглядит необычным, поскольку там практически полностью отсутствует молодь”.

Как отмечают в своей работе ученые, скелеты из Нэмэгэта представляют собой посмертную сборку, и почти полное отсутствие молодых животных в ней объяснить довольно непросто. Во всяком случае, это точно не большая семья с родителями и детьми, поскольку взрослых особей в ней много больше пары, а детенышей слишком мало.

“Это местонахождение авимимов является первым свидетельством стадного поведения у Oviraptorosauria и выдвигает на первый план гипотезу о существовании тенденции к увеличению общительности динозавров к концу мезозоя”, – пишут исследователи.

Зачем авимимам понадобилось собираться вместе в таком составе? Точного ответа у палеонтологов пока нет. Возможно, так было легче находить себе партнера, добывать еду и спасаться от хищников. У далеких потомков динозавров – птиц – известны случаи, когда до сотни особей разного возраста и размера собирается вместе для брачных ритуалов. Практически полное отсутствие молоди эту гипотезу косвенно поддерживает. Но вполне возможно, что авимимы сбивались в стадо только на ночевку или напротив, представляли собой устойчивый и спаянный временем коллектив.

“Мы можем сказать, что они жили вместе на момент смерти, но до сих пор остается загадкой – почему”, – резюмировал Фанстон.

Статья опубликована в журнале Scientific Report