Птицы приобрели небольшой размер и длинные крылья задолго до того, как стали летать

Марк Паттик и его коллеги из школы наук о Земле в Бристоле более подробно изучили темпы эволюции двух ключевых характеристик, которые предшествовали полету – размера тела птицы и длинны передних конечностей.

Для того, чтобы летать неповоротливые плотоядные динозавры должны были уменьшиться в размерах и вырастить гораздо более длинные передние конечности — чтобы на них появилось оперение. «Мы были очень удивлены, обнаружив, что ключевые сдвиги в размерах произошли в то же время, когда жили тираннорапторы», — рассказал исследователь, добавив, что таким образом речь идет по меньшей мере о 20 миллионах лет до появления первой птицы — археоптерикса. А это показывает, что летать птицы научились спустя несколько эволюционных этапов.

«Не все, кто имел оперение, конечно, начал летать. Только птицы оказались способы к управляемому полету», — добавил профессор кафедры палеонтологии, специалист по позвоночным Майк Бентон.

Еще один исследователь — Гэвин Томас из Университета Шеффилда, — напомнил, что до этого палеонтологи только догадывались, где и когда именно произошли основные эволюционные переходы. Однако уже точно известно, что птицы приобрели небольшой размер и длинные крылья задолго до того, как они стали летать, пишет журнал Science Codex.

Отметим, наиболее распространена гипотеза, что птицы произошли от тероподных динозавров из группы манирапторов, куда помимо прочего входят дромеозавры и овирапторы. По мере того, как учёные обнаруживают всё большее количество ископаемых останков нелетающих тероподов и тем не менее имеющих родство с пернатыми, точная граница между птицами и не-птицами становится размытой. Если раньше одним из определяющих признаков птиц было наличие перьевого покрова, то ряд открытий конца XX — начала XXI веков в провинции Ляонин на северо-востоке Китая показывает, что многие мелкие тероподы имели перья, внося свой вклад в эту неопределенность.

Однако группа учёных Университета штата Орегон США показала, что некоторые особенности дыхательной системы птиц не позволяют с определённостью утверждать, что их предками были тероподные динозавры, поскольку малоподвижность бедра птицы определяет в конечном итоге её способность летать, а бедренные кости динозавров подвижны. Кроме того, возраст некоторых обнаруженных останков птиц превосходит возраст останков динозавров, их теоретических предков.

Источник: kaliningradtoday.ru