Динозавры отапливали свои гнезда растениями

В эпоху своего расцвета динозавры расселились практически по всей Земле, захватив даже не совсем подходящие рептилиям полярные области. Но как удавалось им выживать и даже выводить птенцов в этих негостеприимных условиях, задались вопросом канадские палеонтологи.

Остатки маленького пернатого динозавра Citipati osmolskae на кладке собственных яицОстатки маленького пернатого динозавра Citipati osmolskae
на кладке собственных яиц

Изучив сохранившиеся до наших дней гнезда динозавров, они выяснили как минимум одну стратегию, позволявшую эмбрионам в яйцах успешно развиваться даже в достаточно холодном климате высоких широт. Секретом успеха стало использование тепла, выделяемого гниющими растениями, которое и сегодня успешно эксплуатируют некоторые птицы.

“Современные рептилии предпочитают держаться теплых районов с тропическими или субтропическими условиями, – рассказал автор нового исследования Кохей Танака (Kohei Tanaka) из университета Калгари, представивший свою работу на на ежегодной встрече  Society of Vertebrate Paleontology . – Я решил узнать, как происходило размножение динозавров в высокоширотных обстановках прохладных регионов?”

Стоит напомнить, что ископаемые яйца динозавров и останки молодых динозавриков были найдены на Аляске и в Сибири вплоть до 76 градуса северной широты. Согласно приблизительным палеоклиматологическим данным, даже летние температуры тех мест в мезозое не достигали 20 градусов Цельсия. Для теплолюбивых тропических жителей это действительно экстремальные погодные условия.

Чтобы разобраться в вопросе, Танака обратился к опыту современных архозавров. Особенно важными ему показались решения крокодилов, как ближайших по физиологии родственников динозавров, и птиц – непосредственных потомков последних. Однако крокодилы в области умеренного климата заплывают редко и ненадолго, так что в конце концов палеонтолог сосредоточился на птицах.

Действительно, птицы отлично чувствуют себя в высоких широтах, успешно выводя там птенцов. При этом у них имеется несколько интересных репродуктивных стратегий – высиживание яиц, использование солнечного и геотермального тепла и микробиологических процессов. Насиживание, кстати, известно и у нескольких мелких динозавров, однако оно не подходит крупным, которые скорее раздавили бы свои кладки всмятку, чем успешно их высидели бы.

Использование солнечного тепла, нагревающего песчаные холмики, прикрывающие яйца, встречается у птиц теплых регионов. Но полярное солнце не способно нагреть яйца до нужной температуры, и динозаврики вывестись не смогут. А в поисках геотермального тепла древним ящерам пришлось бы резко ограничить свой ареал узкими вулканическими локациями.

Зато популярные у некоторых птиц гнезда-инкубаторы, представляющие собой груды гниющей растительности и обогревающиеся за счет процессов микробного распада листьев, подходят для крупных динозавров идеально. Чтобы проверить эту догадку, Танака изучил порядка 200 ископаемых гнезд динозавров. Исследование показало, что у гигантских зауропод гнезда четко делятся на два типа – либо яйца уложены в грубый песок, либо окружены тонким осадочным материалом с большим процентом остатков растительности. Причем второй тип распространен шире и встречается чаще. Так что зауроподы, вполне возможно, обогревали свои гнезда и своих будущих детенышей именно с помощью гниющей растительности.

Похоже, предполагает ученый, что и утконосые гадрозавры имели привычку строить гнезда-инкубаторы из смеси почвы и растительности. Особенно подошла бы такая повадка сибирским гадрозаврам, для которых она могла бы вообще оказаться ключом к высоким широтам.

А вот у овирапторов и троодонтид выраженных предпочтений в типе гнезда не было – песчаные и растительные кладки у них встречаются примерно в соотношении один к одному. Что вполне объяснимо, отмечает Танака – ведь эти некрупные ящеры вполне могли высиживать свои яйца подобно современным птицам.

Несмотря на всю остроумность гипотезы канадца, его коллеги из других организаций призывают к осторожности.

“Поскольку гнезда динозавров довольно редки, отсутствие гнезд какого-либо типа  не обязательно является убедительным доказательством того, что таких типов гнезд не было вовсе, – говорит Томас Хольц (Thomas Holtz) из университета штата Мэриленд. – Из полярных регионов известно много динозавров, в том числе крупных хищников и бронированных анкилозавров, чьи яйца так и не были найдены. Когда мы, наконец, обнаружим их, они могут вовсе не так хорошо сочетаться с данными Танаки. Тем не менее, в его идее, по-видимому, есть здравое зерно, по крайней мере, теоретически”.