Древняя рептилия случайно предвосхитила птичий череп

В интересе широкой публики к доисторическим тварям прослеживается прямая зависимость от размера – чем больше было древнее животное, тем большей популярностью оно, скорее всего, будет пользоваться. Но и среди ископаемых малышей время от времени случаются настоящие сенсации.

Avicranium renestoiAvicranium renestoi
© Matt Celeskey

Например, у небольшой триасовой рептилии-дрепанозавра, описанного недавно американскими палеонтологами, череп оказался точь-в-точь как у современных птиц. Ну ладно, не совсем такой же, конечно, но очень и очень похожий. Как именно, и главное – зачем архаичный дрепанозавр обзавелся такой продвинутой частью тела, пока не слишком понятно.

Представьте себе животное с телом хамелеона, лапами и когтями муравьеда, горбом верблюда и хвостом, сплющенным, как у бобра, но при этом напоминающим скорпионий. Это не результат зловещих экспериментов колдунов-ученых и не мифическая химера, это просто типичный представитель группы триасовых рептилий-фриков дрепанозавр. У недавно открытого Avicranium renestoi ко всем прочим странностям голова удивительно напоминала птичью, причем примерно за 100 миллионов лет до того, как птицы с такими головами впервые появились на нашей планете.

Ископаемые остатки Avicranium renestoi обнаружили в триасовых отложениях Нью-Мехико. Трехмерная компьютерная томография показала, что это существо, напоминавшее хамелеона и внешне, и размерами, вело преимущественно древесный образ жизни. Цепкий лапы с острыми коготками, вероятно, цепкий хвост, небольшие размеры – все это выдавало в новичке обитателя крон деревьев. Череп авикраниума несет ряд архаичных черт, которые к тому времени давно уже исчезли у его современников из числа более эволюционно продвинутых рептилий. Но эти примитивные черты удивительным образом сочетались с характеристиками, которые, казалось бы, должны появиться намного позднее.

У палеонтологов Адама Причарда (Adam Pritchard) из университета Стони Брук и Стерлинга Несбита (Sterling Nesbitt) из Виргинского технологического института сложилось отчетливое впечатление, что трехсантиметровой длины голова Avicranium renestoi больше подошла бы какой-нибудь птице. Собственно, и само родовое название переводится с латыни на русский как “птичий череп”. Беззубые челюсти, вытянутые в подобие узкого клюва, огромные развернутые вперед орбиты, объемная мозговая капсула с высоким сводом – авикраниум каким-то образом предвосхитил строение головы современных птиц, происходящих от продвинутых теропод юрского и мелового периода.

Скорее всего, Avicranium renestoi обладал стереоскопическим зрением, а значит – мог уверенно оценивать расстояние до удаленных предметов, что при жизни на деревьях было более чем полезно. К сожалению, чем он питался, сказать пока невозможно. Зато палеонтологи практически убедились в том, что дрепанозавры (Drepanosauridae) не имеют близких родственных связей с другими рептилиями, а вся группа Diapsida, к которой дрепанозавры принадлежат, является полифилетической.

Другой важный вывод – Avicranium renestoi самим фактом своего существования показывает, что характерные птичьи черты появляются в геологической истории очень рано, практически в самом начале мезозойской эры. А современником авикраниума был знаменитый Protoavis, которого некоторые палеонтологи на полном серьезе считают настоящей птицей. Поэтому историю птиц, вероятно, стоит продлить вглубь веков как раз до триаса.

Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science