Гигантская птица гасторнис обитала в Арктике

Останки гигантской вымершей птицы гасторниса (Gastornis gigantea) обнаружены на острове Элсмир, самом северном из островов Канады. Гасторнисы были крупными нелетяющими птицами, высотой до двух метров, и жили в позднем палеоцене и эоцене. Первый экземпляр был найден в 1855 год Гастоном Планте возле парижского пригорода Мёдон (Meudon), поэтому вид получил название Gastornis parisiensis. Позднее ископаемые останки этого вида были обнаружены в других странах Европы.

ГасторнисГасторнис
© Marlin Peterson

В Европе были найдены представители еще двух видов Gastornis russeli и Gastornis sarasini. Родственный вид, обитавший в Северной Америке, был назван Gastornis gigantea. Лишь по одной кости известен Gastornis xichuanensis, который обитал на территории китайской провинции Хэнань. Согласно последним исследованиям, ближайшими современными родственниками гасторнисов оказались птицы из отряда гусеобразных, или пластинчатоклювых (Anseriformes).

Ранее самым северным пунктом американского континента, где обнаруживались ископаемые останки Gastornis gigantea, был штат Вайоминг. Хотя кость гасторниса на арктическом канадском острове Элсмир была найдена еще 1970 году, только недавно палеонтологи смогли окончательно идентифицировать вид птицы, которой она принадлежала, и доказать идентичность кости с находками их Вайоминга. Эту работу проделали профессор Томас Стидхэм (Thomas Stidham) из Китайской академии наук и Джелин Эберли (Jaelyn Eberle) из Университета штата Колорадо в Боулдере. Их исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Стидхэм и Эберли полагают, что гасторнисы, которые, как показывают недавние исследования, были травоядными птицами, вряд ли жили в Арктике круглый год. Вероятно, они совершали регулярные миграции, отправляясь на юг, чтобы переждать там зиму. Следует также помнить, что климат Земли в эоцене был теплее, и на острове Элсмир, где сейчас есть только арктическая пустыня и тундра, росли заболоченные кипарисовые леса, где обитали черепахи, аллигаторы, приматы и даже крупные млекопитающие, похожие на бегемотов и носорогов.