Голова титанозавра заполнила пробел в эволюции

Новый вид гигантских растительноядных динозавров-зауропод обнаружили палеонтологи в сеноманских отложениях Аргентины. Довольно крупный ящер, судя по сохранившимся костям, относился к титанозаврам (Titanosauria), широко распространенным в мезозое по континентам Южного полушария.

Голова титанозавра заполнила пробел в эволюции

Важнейшее значение этой находке придает практически полный череп, позволивший ученым не только многое узнать о конкретном динозавре, но и заполнить ряд лакун в эволюционной истории всей группы титанозавров. Мы давно ждали кого-то такого, как это существо, признались палеонтологи, чтобы разобраться во всей этой истории.

Новый вид динозавров получил официальное научное название Sarmientosaurus musacchioi по аргентинскому городу Сармьенто, в окрестностях которого и был найден. Видовое имя отдает дань памяти доктору Эдуардо Музаккьо (Eduardo Musacchio) – ныне покойному аргентинскому палеонтологу.

В результате раскопок в руки ученых попали практически полный череп сармиентозавра и часть его длинной шеи. Факт находки черепа титанозавра – событие в полной мере примечательное, поскольку обычно скелеты этих существ лишались головы, кончика хвоста и конечностей еще на стадии захоронения. Из более чем 60 известных видов титанозаврид хотя бы полчерепа сохранилось всего у четырех.

“Для того, чтобы скелет динозавра сохранился до наших дней, какой-нибудь водный поток, например, река, должна покрыть его тело осадками вскоре после смерти. Но если течение нашего потока достаточно велико, чтобы транспортировать необходимое для захоронения такого гиганта количество осадков, то оно легко может смыть довольно маленькие и хрупкие структуры, такие, как его голова”, – пояснил этот парадокс один из авторов исследования Мэтью Ламанна (Matthew C. Lamanna) из Музея естественной истории Карнеги.

Такая редкость не могла не привлечь внимания ученых. “Открытия, подобные Sarmientosaurus, случаются один раз в жизни. Вот почему мы изучали его окаменелости как можно более тщательно, чтобы узнать максимум об этом удивительном животном”, – заявил ведущий автор работы Рубен Мартинес (Ruben Martinez) из Национального университета Патагонии.

Как оказалось, мозг сармиентозавра был весьма мал относительно колоссальных габаритов его тела. При длине в 15 метров и массе 12 тонн (столько же весят, например, три-четыре слонихи) его головной мозг был величиной с мандарин. При этом глазницы Sarmientosaurus оказались много крупнее, чем у других титанозавров, так что никто из родственников не мог составить ему конкуренцию по остроте зрения.

Любопытным оказалось и строение внутреннего уха ящера. Оно, по всей видимости, было достаточно чувствительно к звукам низкой частоты, поэтому общаться с собратьями новый титанозавр мог с помощью урчащих или гудящих сигналов. Особенности строения уха указывают на то, что в основном голова животного располагалась мордой вниз. “Это имело бы смысл, если представить себе, что Sarmientosaurus неподвижно стоит на своих лапах, а голова на длинной шее двигается вокруг него наподобие насадки пылесоса, всасывающего все попадающиеся низкорослые растения”, – отметил еще один автор работы Лоуренс Уитмер (Lawrence Witmer) из университета Огайо.

Черты строения черепа сармиентозавра, жившего во второй половине мелового периода, сохранили некоторые примитивные черты, свойственные более ранним, архаичным представителям титанозавров. Поэтому палеонтологи предположили, что некоторые из “безголовых” ящеров, чьи черепа науке не известны, также достаточно долго сохраняли предковые черты, в то время как другие активно видоизменялись сразу в нескольких различных направлениях. Кроме того, обнаруженные архаичные черты прямо указывают на тесную связь титанозавров с семейством Brachiosauridae. Таким образом, благодаря Sarmientosaurus musacchioi ученым удалось заполнить пробел, зиявший прежде в их в представлениях об эволюции титанозаврид.

Статья опубликована порталом PLOS ONE