Клюв древней птицы позволил ей питаться семенами еще 52 миллиона лет назад

В США нашли хорошо сохранившиеся окаменелости древнейшей птицы, которая могла клевать твердные семена, сообщается в Current Biology. На это указывает ее клюв, похожий на клюв чижа. Eofringillirostrum boudreauxi, как назвали птицу, жила около 52 миллионов лет назад.

Eofringillirostrum boudreauxi  жил около 52 миллионов лет назад. Это древнейшая известная птица, которая питалась семенами. © Lance Grande, Field MuseumEofringillirostrum boudreauxi
жил около 52 миллионов лет назад.

Это древнейшая известная птица, которая питалась семенами.
© Lance Grande, Field Museum

Форма клюва играла важную роль в возникновении разных видов птиц, поэтому при изучении эволюции птиц исследователи в первую очередь обращают внимание на этот признак. Возможно, наиболее тесно ассоциируются с изучением формы клюва воробьинообразные — самый многочисленный отряд птиц, к которому относится около 5,4 тысяч видов. Разнообразие формы клюва позволяет воробьинообразным ловить насекомых, питаться падалью, клевать твердые семена и пить нектар из цветов. Однако как происходила эволюция клюва у воробьиных до сих пор изучено плохо, так как исследователи довольно редко находят их окаменелости.

В новом исследовании палеонтологи Дэниел Ксепка (Daniel Ksepka) и Ланс Гранде (Lance Grande) из Музея естественной истории Филда и Джеральд Майр (Gerald Mayr) из Научно-исследовательского института Зенкенберга описывают окаменелости двух древних воробьинообразных. Ученые отнесли их к одному роду и двум новым видам. Окаменелости одной из птиц были найдены в штате Вайоминг в отложениях Грин Ривер. Eofringillirostrum boudreauxi, как ученые ее назвали, обитала в эпоху среднего эоцена, около 52 миллионов лет назад. Остатки второй птицы, Eofringillirostrum parvulum, были найдены на юго-западе Германии. Она была гораздо моложе E.boudreauxi и жила около 47 миллионов лет назад. По размерам обе птицы были похожи на канадского поползня — около 11 сантиметров в длину и весила около десяти граммов. E.boudreauxi был немного крупнее E.parvulum.

У птиц была короткая верхняя часть клюва конической формы, которая сужалась к тонкому кончику. По виду он напоминал клюв современного американского чижа, который питается семенами, в том числе семечками подсолнечника.

«Такие клювы хорошо приспособлены для того, чтобы питаться маленькими твердыми семенами», —  говорит Дэниел Ксепка. «Древнейшие птицы, по-видимому, питались насекомыми и рыбой. Некоторые, возможно, ели маленьких ящериц. До этого открытия мы мало знали об экологии ранних воробьинообразных. E.boudreauxi дает нам важную информацию о ней».

Источник: Екатерина Русакова nplus1.ru