5 вопросов к тираннозавру

С тех пор как в 1905 году Генри Фэрфилд Осборн впервые описал вид Tyrannosaurus rex, было найдено около пятидесяти образцов. Самый полный экземпляр по имени Сью хранится в Филдовском музее естественной истории в Чикаго (США): 12,3 м длиной, 4 м высотой. Сьюзан Хендриксон нашла его в 1990 году в Южной Дакоте.

Король рептилий не может пожаловаться на недостаток внимания ни со стороны массовой культуры, ни со стороны науки. Пожалуй, это один из самых изученных динозавров в истории. Однако во многом царский тираннозавр остаётся загадкой: мы по-прежнему мало что можем сказать о его образе жизни и биологических нюансах. Вот пять самых горячих вопросов, на которые пока нет ответа.

Иллюстрация Sterling.

Как он выглядел? Был покрыт чешуёй или перьями? Имел ли он окраску?

Споры по поводу внешнего вида тираннозавра идут давно. За последнее десятилетие появилось несколько статей, в которых указывалось на широкое распространение перьев и напоминающих пух протоперьев у динозавров. В 2012 году выяснилось, что нитевидными перьями обладал один из родственников нашего героя — Yutyrannus huali.

Но до тех пор, пока не будет найден экземпляр с сохранившимся отпечатками перьев, оперённый T. rex будет оставаться порождением фантазии. Но даже если с перьями однажды повезёт, мы должны быть готовы к тому, что их цвет, а также текстура кожи так и останутся неизвестными, подчёркивает Мэтью Каррано из Национального музея естественной истории (США).

Некоторые учёные предложили методы определения окраса динозавров на основании формы того, что они считают остатками структур, содержавших меланин — пигмент, который отвечает за тёмные цвета современных животных. Однако другие исследователи указали, что эти образования могут оказаться остатками бактериальных колоний. Лишь кожа тираннозавра, будь это отпечаток или действительно окаменевшая кожа, позволит прояснить этот вопрос, но пока удача не спешит улыбаться палеонтологам. Тёмная кожа, надо заметить, была бы хорошим камуфляжем для такого хищника, как T. rex.

Поскольку следы кожи многих других древних рептилий обнаруживались неоднократно, а T. rex до сих пор не порадовал учёных, возникает подозрение, что его кожа была сильнее подвержена разложению. По словам Мэри Швайцер из Университета штата Северная Каролина (США), возможно, именно перья меняли степень устойчивости кожи к деградации по сравнению с чешуёй других рептилий. В целом кожа взрослого тираннозавра, лишённая перьев, скорее всего, походила на покрытие куриных ног, то есть была чешуйчатой и водоотталкивающей.

Как выглядели яйца и детёныши тираннозавра?

Молодняк царственного тираннозавра встречается в палеонтологической летописи крайне редко. Некоторые учёные видят причину в том, что очень многие детёныши достигали зрелости. Но есть и другое объяснение: охотники за окаменелостями предпочитают самые большие кости. Возможно, неверно выделен вид небольших динозавров Nanotyrannus lancensis — и в действительности это юные представители вида T. rex, тем более что их часто находят в одних и тех же геологических пластах. Однако в 2010 году были ясно показаны различия в строении черепа того и другого. Прояснят ситуацию только новые находки.

Но вернёмся к нашим малышам. Возможно, они появлялись на свет такими же пушистыми, как современные птенцы, и теряли почти все перья, становясь взрослыми. «Чем больше животное, тем проще ему поддерживать температуру тела, — подчёркивает г-жа Швайцер. — Поэтому большинство новорождённых обладает либо утепляющей одёжкой, либо ускоренным обменом веществ».

Мы не знаем даже того, тепло- или холоднокровным был T. rex. По мнению учёных, обмен веществ у динозавра представлял собой нечто среднее между метаболизмом крокодилов и птиц. Если он вёл активный образ жизни, то, скорее всего, мог поддерживать температуру тела, не только выползая на солнышко, как это делают нынешние ящерицы и крокодилы.

Что ж, остаётся ждать эпической находки — детёныша тираннозавра в яйце. Пока ни одного яйца не обнаружено, хотя ко многим другим видам динозавров время оказалось более благосклонным.

Какие звуки издавал король?

Зловещий рёв, хорошо знакомый по «Парку юрского периода», всего лишь плод фантазии киношников. Если тираннозавр действительно был способен к вокализации, её надо реконструировать, прислушиваясь к современным птицам и рептилиям, а потому T. rex, скорее всего, издавал не рёв, а нечто, больше напоминавшее пронзительный крик. Всё-таки он ближе к страусам и крокодилам, а не ко львам, подчёркивает г-н Каррано.

Увы, шансы на то, что мы когда-нибудь услышим подлинного тираннозавра, равны нулю. Мезозойская звукозапись до нас не дошла.

Спаривание тираннозавров в испанском музее
(фото Mario Modesto).

Как он любил?

В 1905 году Осборн полагал, что короткие передние конечности тираннозавра предназначались для того, чтобы удерживать самку во время спаривания. Если же верны современные подозрения относительно того, что T. rex носил перья, можно представить себе красочные танцы для привлечения внимания партнёра.

Это всё, конечно, весело, но чтобы доподлинно выяснить, что там в действительности происходило, учёным надо знать, где кости самок и где самцов. К сожалению, скелеты тираннозавров не обладают половым диморфизмом. Тем не менее в 2005 году г-жа Швайцер всё-таки нашла следы ткани, накапливающейся у птичьих самок в период овуляции, чтобы у яичной скорлупы не было недостатка в кальции. Возможно, тираннозавры спаривались примерно так же, как птицы.

Разумеется, это тоже не более чем гипотеза. Всё-таки тираннозавры были гигантскими семитонными животными, и современного аналога у них нет. Можно было бы что-то смоделировать по мотивам жирафов или слонов, но это явно не лучшие модели.

Зачем ему такие руки?

Вот мы и добрались до самого, пожалуй, сакраментального вопроса. Дихотомия передних и задних конечностей тираннозавра — одна из наиболее интересных загадок природы. После Осборна выдвигались не менее экстравагантные предположения по этому поводу: огромное животное пользовалось на удивление короткими передними конечностями для того, чтобы держать жертву, вставать с земли (если оно, конечно, вообще могло сидеть) и пр.

Сара Бёрч из Университета Огайо (США) замечает, что сейчас набирает популярность мнение о совершеннейшей бесполезности этих отростков. Однако сама г-жа Бёрч с такой точкой зрения не согласна и пытается реконструировать мышцы передних конечностей на основании формы костей и данных о современных родственниках динозавра. Это позволило бы обрисовать диапазон возможностей «рук»…