Мамонтов убила нехватка минералов

Новую гипотезу вымирания мамонтовой фауны предложили палеонтологи Томского государственного университета. По их мнению, древние мохнатые слоны справились бы с климатическими изменениями и антропогенным прессингом, если бы их не сопровождал нарастающий дефицит минеральных веществ.

Мамонтов убила нехватка минералов

Загадка исчезновения плейстоценовой мегафауны интригует человечество уже не первое столетие. На сегодняшний день большинство ученых склоняется к одной из двух гипотез: мамонты или вымерли от изменения климата, или были истреблены первобытным человеком. Возможно также, что два этих фактора наложились друг на друга. Прочие теории вроде внезапной вспышки инфекционного заболевания или падения небесного тела значительно менее популярны.

Сергей Лещинский, доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии ТГУ, проанализировал более 23 500 ископаемых костей и зубов мамонтов, и пришел к выводу, что почти все поздние представители мамонтов страдали от таких опасных болезней, как остеопороз, артроз, размягчение и искривление костей. Подобный букет “болячек” чреват высоким травматизмом даже при незначительных нагрузках, а это в суровых условиях Северной Евразии ледникового периода с большой долей вероятности означало гибель животного – если не от холода, голода и жажды, то от хищных животных и племен охотников.

Костные болезни обычно развиваются в условиях дефицита минеральных веществ в пище. Для его восполнения современные животные посещают солонцы – природные участки с высокой концентрацией минеральных веществ. При этом они не только “лижут соль”, но и пьют минеральную воду и даже едят почву, насыщенную солями. Это поведение получило название геофагии или литофагии, и довольно хорошо изучено.

По словам Лещинского, мамонты были самыми крупными литофагами позднего плейстоцена Северной Евразии. В пищеварительных трактах дошедших до наших дней мумий мамонтов сохранились минеральные субстанции, заглоченные ими на солонцах. В некоторых случаях они составляют до 90% от массы всего содержимого кишечника или массы копролита. Но даже такая интенсивная литофагия не могла помочь мамонтам в условиях, когда привычные солонцы были заметены снегом или уничтожены поднявшимися грунтовыми водами. В окрестностях ледника и то, и другое происходило с печальной регулярностью.

В результате костные болезни буквально преследовали древних гигантов. В некоторых коллекциях содержание костей со следами патологий достигает 70% и более. Остеопороз поражал множество мамонтов, живших и на территории современного Красноярского края, и в современной Польше. Вероятно, что не только евразийские, но и американские мамонты вымерли из-за недостатка минеральных веществ и вызванных им болезней.

“Вполне возможно, что такие неблагоприятные природные условия продлились более 15 тысяч лет, и оказались фатальными для крупнейших представителей фауны высоких широт, – говорит Сергей Лещинский. – Шерстистых носорогов и пещерных медведей, похоже, постигла та же участь. Другим крупным травоядным – зубрам, лошадям и оленям – может быть удалось преодолеть границу голоцена из-за их большей мобильности, хотя и со значительным сокращением поголовья и среды обитания. Крупные кошки и гиены вымерли, вероятно, из-за резкого сокращения пищевых ресурсов во время распада единой “мамонтовой” экосистемы”.

Статья опубликована журналом Archaeological and Anthropological Sciences