Массовые вымирания приводят к измельчанию позвоночных

РИА Новости. Одно из первых в истории Земли массовых вымираний животных в конце Девонского периода привело к появлению необычного феномена — на протяжении последующих 36 миллионов лет позвоночные животные не росли в размерах, а мельчали, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Рыбы времен конца девонского периодаРыбы времен конца девонского периода
© Фото: Bob Nicholls

Еще в конце 19 века знаменитый палеонтолог Эдвард Дринкер Коуп заметил, что эволюция большинства животных начиналась с относительно небольших и “универсальных” в экологическом плане предков и двигалась в сторону появления крупных существ, специализирующихся на определенной экологической нише.

Естественным ограничителем этого роста выступали, как считают сегодня палеонтологи, массовые вымирания флоры и фауны, уничтожавшие крупных животных. В результате этого процесс роста просто перезапускался – со временем, появлялись новые крупные существа, заменявшие вымерших гигантов и затем тоже исчезавшие. Это правило, в целом, соблюдается для всех исторических эпох, начиная с кембрия и заканчивая антропоценом.

Лорен Саллан (Lauren Sallan) из университета Пенсильвании в Филадельфии и Эндрю Галимберти (Andrew Galimberti) из колледжа города Каламазу (США) нашли исключение из этого “правила Коупа”, как сегодня называют эту закономерность ученые, изучая породы, сформировавшиеся примерно 359 миллионов лет назад, в конце Девонского периода.

В это время произошло второе массовое вымирание в истории Земли, когда с лица планеты исчезло примерно 50% всех видов животных и растений и около 15% семейств живых существ. Больше всего, как обычно, пострадали крупные существа – бесчелюстные и панцирные рыбы, крупные трилобиты, ракоскорпионы и прочие большие беспозвоночные и позвоночные обитатели моря.

Саллан и Галимберти пытались ответить на вопрос – как долго продолжалось это вымирание, анализируя то, как менялись размеры останков позвоночных животных, живших в конце девона и в начале каменноугольного периода.

“В конце Девона в морях Земли плавали рыбы-плакодермы с всесокрушающими челюстями, чьи размеры были сопоставимы со школьным автобусом, а их соседями были предки земноводных и четвероногих, которые были почти такими же большими. Конечно, были и маленькие животные, но почти все “короли” пищевых цепочек были размером в метр и больше”, — рассказывает Саллан.

Изучая свыше тысячи окаменелых останков рыб того времени, найденные в русле современной реки Миссисипи, пара палеонтологов заметила нечто необычное – размеры позвоночных животных не росли, а заметно уменьшались в первые 36 миллионов лет после вымирания.

Это, как подчеркивают ученые, было связано не с недостатком пищи, кислорода или длительными неблагоприятными условиями среды, а с тем вектором, по которому двигалась эволюция рыб. Данный феномен, который получил имя “правило Лиллипута”, Саллан и Галимберти связывают с перестройками в работе экосистем.

“До вымирания экосистемы были стабильными и процветающими, что позволяло организмам вырастать до больших размеров до того, как они начинали размножаться. Но после вымирания подобный подход стал невыгодным в долгосрочном плане. И поэтому небольшие и быстро размножающиеся рыбы захватили мир”, — продолжает палеонтолог.

По мнению Саллан, “правило Лиллипута” делает шестое массовое вымирание, которое, как считают некоторые экологи, уже началось, гораздо более опасным, чем мы себе представляем.

Если численность крупных животных упадет до некоторой критической отметки, то тогда может возникнуть целый каскад изменений, который приведет к вымиранию всех крупных существ на Земле и их замене небольшими животными, чья пищевая ценность для человека будет гораздо ниже. Кроме того, пока не понятно, как много времени требуется для восстановления в численности крупных животных и для перехода от “правила Лиллипута” к обычному правилу Коупа.