Новый утконосый динозавр изящно вписался между известными видами

Очередной вид утконосых динозавров раскопали американские палеонтологи в штате Монтана. Новичок замечательно заполнил пробел в эволюционной летописи этой группы, аккуратно расположившись между двумя уже описанными видами ящеров.

Элизабет Фридман Фаулер и художественная реконструкция нового динозавраЭлизабет Фридман Фаулер
и художественная реконструкция нового динозавра

Адъюнкт-профессор университета Монтаны Элизабет Фридман Фаулер (Elizabeth Freedman Fowler) и ее наставник, регент-профессор Джек Хорнер (Jack Horner) назвали новый вид Probrachylophosaurus bergei. Его черепная анатомия, говорят ученые, является чем-то средним между головами динозавров родов Acristavus и Brachylophosaurus. Более того, время жизни пробрахилофозавра также приходится примерно на середину интервала между датировками двух этих двух ящеров.

“Гребень на голове Probrachylophosaurus маленький и треугольный, он лишь немного выдавался на верхней частью головы, над глазами”, – рассказала Фаулер. По ее словам, пробрахилофозавр жил 79 млн лет назад. Acristavus, датируемый 81 млн лет назад, гребня не имел вовсе, а живший 77 млн лет назад Brachylophosaurus мог похвастаться крупным веслообразным наростом, полностью покрывавшим сверху заднюю часть его черепа.

“Открытие Probrachylophosaurus выглядит таким впечатляющим, потому что его возраст – 79 млн лет – находится между периодами существования Acristavus и Brachylophosaurus. Уже только поэтому мы могли бы предсказать, что его череп и гребень занимают промежуточное положение между этими видами. И это действительно оказалось так. Вот прекрасный пример эволюции в пределах одной линии динозавров на протяжении нескольких миллионов лет”, – отметила палеонтолог.

История открытия вкратце такова: летом 2007 года Фаулер возглавляла команду палеонтологов, раскапывавших местонахождение остатков утконосых динозавров близ города Редьярд (Rudyard) в Монтане. Первые кости – части таза и ног – оказались настолько велики, что между собой ученые стали называть местонахождение “суперуткой” (Superduck). Затем из горной породы показались остатки черепа – наиболее информативный для определения видов динозавров материал.

Камеральная обработка в лаборатории университета убедила Хорнера и Фаулер в том, что они стали обладателями черепа и посткраниального скелета нового вида динозавров. Кроме того, на соседнем местонахождении удалось найти фрагментарные остатки молодого пробрахилофозавра, и уточнить механизм развития его гребня. Оказывается, ящеры линии, приведшей в конце концов к появлению Brachylophosaurus, постепенно выращивали свой гребень путем изменения в сроках и темпах его развития – так называемой гетерохронией. В последнее время этот процесс считается одной из движущих сил эволюции.

“Гетерохрония является ключом к пониманию того, как на самом деле происходит эволюция динозавров, но чтобы изучать ее, мы нуждаемся в масштабных коллекциях окаменелостей, принадлежащих нескольким стадиям роста динозавров, и точном измерении временных рамок образования горных пород, из которых мы их собираем, – добавила Фаулер. – Поздний мел западной части Северной Америки является единственным местом в мире, где мы можем достаточно интенсивно вести такие исследования. Нигде больше так хорошо не сочетаются точная датировка пород и исключительно широко распространенные окаменелости”.

Статья опубликована порталом PLOS ONE