На дне кембрийского моря росли губки-кактусы

Загадочное семейство морских животных Chancelloriidae, живших в кембрийском периоде, долгое время считали близкими родственниками губок. Однако новое исследование показывает, что по своему строению ханцеллорииды чем-то ближе к кораллам, а чем-то – к кактусам.

Chancelloria eros, Allonnia tintinopsis и Archiasterella coriaceaСлева направо: Chancelloria eros, Allonnia tintinopsis и Archiasterella coriacea
Реконструкция: Pollyanna von Knorring

Профессор палеозоологии шведского музея естественной истории Стефан Бенгтсон и руководитель отдела палеобиологии Королевского музея Онтарио Десмонд Коллинз устроили тихую революцию в одной из самых динамично развивающихся областей палеонтологии – изучении кембрийских животных. Они методично пересмотрели как известные прежде материалы из знаменитых канадских сланцев Burgess Shale, так и несколько сотен новых образцов Chancelloriidae, собранных экспедициями с 1975 по 2000 год. Результаты их совместной работы заметно меняют наши представления об этой группе ископаемых.

Обычно от ханцеллориид остаются отпечатки дирежаблеобразного мягкого тела и твердые шипы – склериты. Описавший эту группу животных знаменитый первооткрыватель местонахождения Burgess Shale Чарльз Уолкотт решил, что склериты были аналогичны спикулам губок и являлись элементами каркаса, поддерживавшего тело странных созданий в вертикальном положении. И хотя формально к типу Spongia никто Chancelloriidae не относил, почти целый век палеонтологи воспринимали их просто как экзотическую разновидность древних губок.

Бенгтсон и Коллинз с помощью новых материалов показали, что во многом ханцеллорииды ближе к кишечнополостным. Мягкое тело загадочных кембрийских жителей своим базальным концом крепилось к субстрату – донным камням, раковинам бентосного животного или просто каким-нибудь обломкам. На противоположном, верхнем конце тела располагалось одно округлой формы отверстие, ведущее во внутреннюю полость. Вокруг него своеобразным шипастым венчиком росли склериты, также разбросанные и по всей внешней поверхности животного, что придавало животному визуальное сходство с кактусом.

Мнение Уолкотта о том, что эти колючки находились внутри тела, не подтвердилось – на многих хорошо сохранившихся образцах видно, что почти полностью они располагаются именно снаружи. Скорее всего, как и у настоящих кактусов, эти шипы служили животному защитой от хищников, разнообразие которых стремительно нарастало в кембрийском периоде.

О том, как питались Chancelloriidae, пока ничего определенного сказать невозможно. Обычно для прикрепленных существ с мешкообразной формой тела рассматривается две модели – захватывание пищи вместе с водой через ротовое отверстие и последующая эвакуация отходов тем же путем, но в обратном направлении, как коралловые полипы и актинии, или альтернативная схема – фильтрация воды с пищевыми частицами через поры, пронизывающие тело, с удалением “отработанной” воды через верхнее отверстие. Вторая модель типична для губок, в отличие от которых у ханцеллориид не было пор на теле.

Добавляет сложностей интерпретации и мускулатура, следы которой обнаружили исследователи. Похоже, кембрийские недогубки-протокактусы могли сжимать свое тело в определенных участках. Если представить себе, как волна сокращений прокатывается от базального к верхнему концу животного, то можно посчитать это актом удаления отходов из внутренней полости. К сожалению, никаких деталей строения этой самой полости или, например, кишечника, пока обнаружить не удалось.

Как бы то ни было, но к единственному виду семейства Chancelloriidae – Chancelloria eros – теперь добавились два других: Allonnia tintinopsis и Archiasterella coriacea.А наши представления об одной из самых древних экосистем планеты стали еще немного полнее.

Статья опубликована порталом Palaeontologia Electronica