Система кровообращения появилась 500 миллионов лет назад

Примитивное членистоногое Fuxianhuia из кембрийских отложений Китая продолжает удивлять ученых. Как выяснили американские палеонтологи, находясь на самых ранних этапах эволюции своего типа оно, тем не менее, обладало сложнейшей сердечно-сосудистой системой.

Сердечно-сосудистая система Fuxianhuia protensa.
Реконструкция: Nicholas Strausfeld

Fuxianhuia protensa представляла собой нечто вроде восьмисантиметровой мокрицы или креветки, копошившейся на дне или в придонных слоях океана около 520 млн лет назад. Познакомиться с ней ученые смогли благодаря открытию местонахождения Чэнцзян, в тонких аргиллитах которого сохранились уникальные окаменелости мягкотелых кембрийских беспозвоночных. За высочайшее качество остатков это местонахождение прозвали “Помпеями для беспозвоночных”.

Как заключили палеонтологи, F. protensa была своеобразным животным, сочетавшим передовые анатомические решения с примитивным строением тела. Некоторое время назад исследующие ее ученые пришли к выводу, что мозг и нервная система F. protensa находились на вполне современном уровне и мало чем уступали знакомым нам скорпионам и паукам. Новое открытие, сделанное профессором Николасом Стросфилдом из Аризонского университета, убеждает в том, что и сердечно-сосудистая система жившего в кембрийском периоде членистоногого соответствует лучшим современным образцам.

“Это животное выглядит довольно просто, но его внутренняя организация тщательно продумана. Например, к мозгу подходит несколько артерий – схема, очень похожая на современных ракообразных”, – рассказал Стросфилд. По его словам, сосудистая система Fuxianhuia устроена даже более сложно, чем у многих современных ракообразных.

“Кажется, мы нашли базовую схему, на основании которой развивались все остальные, – продолжает профессор. – Сегодня разные группы ракообразных обладают по-разному устроенными сосудистыми системами, но все они восходят к тому, что мы видим у Fuxianhuia. С ходом эволюции некоторые сегменты тела животных специализировались на конкретных задачах, другие утратили свое значение, и находящиеся в них элементы сосудистой системы стали менее сложными”.

Остатки сердца и кровеносных сосудов сохранились в виде углефицированных структур, окруженных минерализованными остатками животного. Соавтор Стросфилда Сяоя Ма из лондонского Музея естественной истории смогла идентифицировать сердце, вытянутое вдоль животного, и многочисленные боковые артерии, соответствующие каждому сегменту тела. Артерии состоят из богатых углеродом участков породы и продолжаются длинными каналами, которые, предположительно, доставляли кровь к конечностям и другим органам.

На основании новых данных можно попытаться представить себе поведение F. protensa, пишет EurekAlert! “Из-за обилия снабжающих мозг кровью сосудов мы можем предположить, что это было очень активное животное, способное к различным поведенческим выборам”, – уверен Стросфилд.

По материалам: Nature Communications