Обнаружен динозавр-нянька вместе с группой детенышей

Китайские и американские палеонтологи обнаружили возможные доказательства того, что поведение некоторых видов динозавров было очень сложным. В уничтоженном вулканом гнезде пситтакозавров они нашли остатки молодого ящера, по всей видимости, выполнявшего функции няньки при целом выводке новорожденных динозавриков.

Тот самый монолитТот самый монолит
Фото: University of Pennsylvania

Уникальный монолит, содержащий кости 24 недавно вылупившихся пситтакозавриков и одного более крупного, но все еще неполовозрелого представителя того же вида, палеонтологи-любители выкопали в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Эта находка была наскоро описана еще в 2004 году и с тех пор лежала в фондах Даляньского музея естественной истории. Случайно фото монолита попало на глаза Брендона Хедрика, докторанта геофака университета Пенсильвании.

“Едва увидев фотографию, я сразу понял, что хочу изучить это более подробно”, – заявил Хедрик и вместе со своим научным руководителем, профессором палеонтологии Питером Додсоном, связался с китайским музеем. Вскоре американцы получили возможность во всех подробностях изучить любопытный образец.

Блок осадочной горной породы включает в себя остатки 25 раннемеловых ящеров Psittacosaurus lujiatunensis, живших около 120 млн лет назад. Эти некрупные растительноядные животные считаются одними из самых часто встречающихся динозавров. Остатки 24 особей принадлежали таким маленьким динозаврикам, что у палеонтологов даже возникло сомнение, не имеют ли они дела с эмбрионами. Однако концы косточек в скелетах оказались полностью сформированы, никаких следов яичной скорлупы в породе не нашлось, так что скорее всего речь идет просто о группе недавно вылупившихся пситтакозавров.

Также в монолите заключен череп длиной порядка 12 сантиметров, принадлежавший достаточно большому пситтакозавру. Он соответствует примерно четырех- или пятилетнему возрасту этих ящеров, отмечают палеонтологи. Поскольку известно, что размножаться Psittacosaurus lujiatunensis начинали по достижении девяти лет, скорее всего, обладатель черепа не являлся родителем остальных пситтакозавров из этого камня.

Учитывая тесную связь костей подростка и новорожденных детенышей, Додсон, Хедрик и их китайские коллеги предположили, что неполовоззрелый пситтакозавр мог выполнять функции няньки, присматривая за молодняком, пока взрослые динозавры оставляли гнездо по делам. Такой способ распределения обязанностей известен у некоторых современных птиц, и теоретически мог быть выработан динозаврами.

Впрочем, пока ученые не могут утверждать наверняка, что имеют дело именно с гнездом, а не просто с группой молодняка, случайно уничтоженной вулканическим грязевым потоком. “Это, конечно, кажется именно гнездом, но мы пока не в состоянии привести необходимые доказательства своей точки зрения, – отметил Хедрик. – Всегда важно различать то, что мы не знаем наверняка, и то, в чем мы совершенно уверены”.

Статья опубликована журналом Cretaceous Research