Обнаружена старейшая окаменелость динозавра в Африке

Международная группа палеонтологов во главе с учеными из Технологического института Вирджинии (США) описала нового зароподоморфа и дала ему имя. Возраст скелета динозавра, который сохранился почти полностью, оценивается в примерно 230 миллионов лет, передает EurekAlert!.

Художественная реконструкция Mbiresaurus raathiХудожественная реконструкция Mbiresaurus raathi (на переднем плане) с остальными зимбабвийскими животными на заднем плане. На рисунке видно два ринхозавра (спереди справа), этозавра (слева) и динозавра-герреразаврида,
преследующего цинодонта (сзади справа)

© Andrey Atuchin

Динозавра с длинной шеей назвали Mbiresaurus raathi. «Мбире» — это название района, где было найдено животное, а также название исторической династии народа шона, правившей регионом. Имя «раати» дано в честь Михаэля Раата, палеонтолога, впервые сообщившего об окаменелостях в северной части Зимбабве.

На сегодняшний день скелет Mbiresaurus raathi является самым древним скелетом динозавра, когда-либо найденным в Африке. По оценкам специалистов, животное достигало почти двух метров в длину, включая хвост. Он весил от девяти до 29 килограммов. Скелет, у которого отсутствуют только часть передней конечности и часть черепа, был найден в северной части Зимбабве в ходе двух раскопок, в 2017 и 2019 годах.

Возраст Mbiresaurus raathi примерно соответствует возрасту самых старых динозавров, найденных где-либо в мире. Самые старые из известных динозавров — жившие примерно 230 миллионов лет назад, в годы карнийской стадии позднего триасового периода — чрезвычайно редки и встречались лишь в нескольких местах по всему миру, в основном в северной Аргентине, южной Бразилии и Индии.

Мбирезавр, считают ученые, стоял на двух ногах, а его голова была относительно маленькой. У него были небольшие зазубренные зубы треугольной формы, что позволяет предположить, что он был травоядным или потенциально всеядным.

Помимо скелета мбирезавра, палеонтологи нашли ряд окаменелостей карнийского возраста, в том числе динозавра-герреразаврида, ранних родственников млекопитающих, таких как цинодонты, а также бронированных родственников крокодилов – этозавров и ринхозавров, которые тоже обычно встречаются в Южной Америке и Индии того же периода времени.

Статья опубликована в журнале Nature