Открыто новое массовое вымирание морской фауны

Неизвестное до сих пор науке массовое вымирание крупной морской фауны произошло в океанах Земли около 2-3 млн лет назад. К такому выводу пришли швейцарские ученые, исследовавшие окаменелости плиоцена и плейстоцена.

Carcharocles megalodon охотится на китовCarcharocles megalodon охотится на китов
Реконструкция: Karen Carr

Как оказалось, человечество лишь чуть-чуть не застало потрясающего расцвета морской макрофауны. Когда наши предки спускались с деревьев, в морях по всему миру спешно вымирали поразительные и интереснейшие создания, не имеющие аналогов в современных экосистемах.

“В своей работе мы смогли показать, что около трети морской мегафауны исчезло около трех-двух миллионов лет назад. Поэтому морские мегафаунные сообщества, которые были унаследованы людьми, уже подверглись изменениям и функционировали с уменьшенным разнообразием”, – рассказала ведущий автор исследования, доктор Цюрихского университета Каталина Пимиенто (Catalina Pimiento).

По ее данным, это никому не известное массовое вымирание сильнее всего сказалось на морских млекопитающих, которые потеряли 55% своего разнообразия. “Наши модели показывают, что теплокровные животные вымирали с большей вероятностью. Например, исчезли многие виды морских коров и усатых китов, а также гигантская акула Carcharocles megalodon”, – добавила доктор Пимиенто.

Всего же было потеряно 43% видов морских черепах, 35% морских птиц и 9% акул. Конечно, отмечают палеонтологи, с тех пор появились некоторые новые виды вроде полярного медведя (Ursus maritimus), буревестника (Oceanodroma) или пингвинов (Megadyptes), которых просто не существовало во времена плиоцена. В целом, однако, прежние уровни видового разнообразия крупной морской фауны в наше время не могут быть достигнуты вновь.

Чтобы выяснить последствия этого вымирания, ученые сосредоточились на мелководных прибрежных шельфовых зонах, анализируя последствия утраты целых функциональных единиц прибрежных экосистем.

“Функциональные единицы – это группы животных, которые не обязательно связаны друг с другом, но имеют сходные характеристики с точки зрения той функции, которую они несут в экосистемах. И вот находка: семь функциональных объектов были потеряны в прибрежных водах плиоцена, – говорят исследователи. – Несмотря на то, что потеря семи функциональных объектов и одной трети видов выглядит относительно скромно, это привело к существенной эрозии функционального разнообразия: 17% от общего разнообразия экологических функций в экосистеме исчезли и 21% изменились”.

Ученые предполагают, что причинами этого вымирания стали внезапная потеря продуктивных прибрежных местообитаний из-за сильных колебаний уровня моря в сочетании с океанографическими факторами, такими как изменения морских течений.

Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution