Палеоихтиологи СПбГУ и БНТУ описали новый вид древних акул

Доцент Санкт-Петербургского университета Александр Иванов и доцент Белорусского национального технического университета Дмитрий Плакс описали ранее неизвестный науке вид древних акул.Животное, обитавшее на Земле около 345–350 миллионов лет назад, назвали Tamiobatis elgae — в честь известного эстонского палеоихтиолога Эльги Марк-Курик. Результаты исследования опубликованы в Estonian Journal of Earth Sciences.

Tamiobatis elgae © пресс-служба СПбГУ © пресс-служба СПбГУ

Выделить новый вид в роду Tamiobatis ученым помогли три зуба акул, найденные в скважине Туров-106 недалеко от города Житковичи (Гомельская область, Белоруссия). Уникальные окаменелости из палеозойской эры нашли геологи, которые в 1970-х годах опробовали керн скважин, пробуренных для поиска соляных месторождений. Породу растворили для извлечения микроостатков древних организмов, чтобы определить по ним относительный возраст пород. Оказалось, что на глубине около 200 метров есть слои глины, которые позволили зубам буквально законсервироваться и сохранить свою уникальную форму.

«Пожалуй, ни у одной из известных ископаемых акул не было такого количества вершин у зубов: четыре основных, несколько вершинок первого и второго порядков — всего более двадцати, — рассказал доцент СПбГУ кандидат геолого-минералогических наук Александр Иванов. — Мы изучили зубы на микротомографе и увидели, какая у них удивительно разветвленная система каналов: крупных, мелких, горизонтальных и восходящих, тогда как у большинства современных хрящевых рыб она гораздо проще».

Один из обнаруженных зубов Tamiobatis elgae © пресс-служба СПбГУОдин из обнаруженных зубов Tamiobatis elgae