Палеонтологи открыли шесть видов стрекоз, живших около 50 миллионов лет назад

Окаменевшие останки шести неизвестных видов стрекоз, живших в раннем эоцене (около 50 миллионов лет назад), были найдены на возвышенном холмистом плато Оканаган, на территории канадской провинции Британская Колумбия и штата Вашингтон.

Останки стрекозы вида Ypshna brownleei © S. Archibald, R. CanningsОстанки стрекозы вида Ypshna brownleei
© S. Archibald, R. Cannings

Палеонтолог Брюс Арчибальд из Университета Саймона Фрейзера и энтомолог Роберт Каннингс из Королевского музея Британской Колумбии исследовали образцы и определили, что окаменелости представляют восемь ранее не известных видов, шесть из которых достаточно хорошо сохранились, чтобы получить научные названия: Antiquiala snyderaeIdemlinea versatilisYpshna brownleeiYpshna latipennataEoshna thompsonensis и Auroradraco eos.

«Хотя некоторые из этих ископаемых насекомых были современниками динозавров и давно вымерли, было необычным увидеть, что эти стрекозы принадлежат к существующим и в наши дни семействам, в основном к группе, которую называют коромыслами (Aeshnidae). Они не выглядели бы неуместно сегодня, летая рядом с современным прудом», — замечают исследователи.

Стрекозы-коромысла сейчас распространены в Евразии, Северной Америке, Африке, Океании. Их насчитывается более четырехсот видов. Коромысла считаются самыми быстрыми из стрекоз и одними из самых крупных. Наибольшего размера достигают африканский вид черный император (Anax tristis, размах крыльев — 12,5 см) и гавайское гигантское коромысло (Anax strenuus, 15,2 см). К этому семейству принадлежат и самый большие стрекозы России: коромысло синее (Aeshna cyanea) и дозорщик-император (Anax imperator), размах крыльев у обоих видов достигает 11 сантиметров.

Новые виды из рода Ypshna оказались очень близки к стрекозе Parabaissaeshna ejerslevense, окаменелости которой того же возраста были найдены в Дании. «Это неудивительно, потому что Северная Америка и Европа были тогда соединены непрерывной сушей через Гренландию, а мягкий климат преобладал вплоть до Северного Ледовитого океана, — объясняет Брюс Арчибальд. — Можно было добраться от Камплуса (город на юге Британской Колумбии) до Копенгагена, гуляя по лесу и ни разу не замочив ног».

Исследование опубликовал журнал The Canadian Entomologist