Первые млекопитающие были гурманами

Суровые условия юрского периода, когда появились первые непосредственные предки современных млекопитающих, казалось бы, не располагали к особой разборчивости в еде. Однако, выяснили британские палеонтологи, уже самые первые звери четко делили свою добычу на излюбленную и всю остальную.

Раннее млекопитающее GobiconodonРаннее млекопитающее Gobiconodon
Реконструкция: Pavel Riha

История млекопитающих ведет свое начало от мелких крысоподобных существ, живших на Земле около 200 млн лет назад. Доминирующее положение в животном мире в те времена принадлежало динозаврам, и до последнего момента ученые были уверенны, что ранние млекопитающие питались всем, что удастся добыть. Точнее – были насекомоядными в самом широком смысле этого слова. Новая работа группы палеонтологов из Великобритании заставляет отказаться от этой гипотезы.

При помощи рентгена и томографии исследователи изучили челюсти и зубы двух древнейших млекопитающих – Morganucodon и Kuehneotherium, живших в начале юрского периода на территории современного Южного Уэлльса. Благодаря последним достижениям научной техники им удалось во всех подробностях восстановить не только механику челюстей, но и микроскопические повреждения зубной эмали, оставляемые на ней пищей.

“Среди окаменелостей самых ранних млекопитающих отсутствуют экземпляры такой исключительной сохранности, что они включали бы в себя содержимое желудка. Поэтому мы уточнили диету этих существ, использовав ряд новых технологий, применив их к имеющимся ископаемым находкам: сломанным челюстям и отдельным зубам, – рассказала Гилл. – Наши результаты показывают, что диверсификация видов млекопитающих в те времена уже была связана с различиями в диете и экологии”.

Челюсти ранних млекопитающих не превышали размерами двух сантиметров, и при этом зачастую оказываются разломанными на отдельные фрагменты. После того, как все кусочки были отсканированы современной медицинской аппаратурой, британские палеонтологи применили к полученным изображениям технологию, именуемую моделированием конечных элементов (finite element modeling). Эта методика применяется, в частности, при создании искусственных тазобедренных суставов для больных людей.

Анализ полученных данных и сопоставление микроскопических углублений и царапин на зубах ранних млекопитающих с аналогичными следами на эмали современных летучих мышей, для которых достоверно установлена пищевая специализация, показал, что Morganucodon и Kuehneotherium заметно различались как по способам охоты, так и по поедаемой добыче. Морганукодон предпочитал жуков с твердым панцирем или улиток, обладавших прочной раковиной, а куэнеотерий специализировался на более мягких существах вроде скорпионниц, которые в изобилии водились в те времена.

“Это первый случай, когда особенности износа зубов используются для анализа рациона древних млекопитающих, – отметил профессор университета Лестера Марк Пернелл. – Износ их зубов очень напоминает то, что мы видим у летучих мышей, которые специализируются на различных видах насекомых, и это дает нам действительно убедительные доказательства пищевой специализации ранних млекопитающих, которые имели вполне определенные предпочтения в выборе продуктов”.

“Это исследование очень важно, поскольку впервые показывает, что уникальные для млекопитающих адаптации – единственный набор сменных зубов, специализированный нижнечелюстной сустав и слуховой аппарат – связаны с шедшим у ранних млекопитающих приспособлением зубов и челюстей к разным видам пищи”,
– добавила ведущий автор работы, профессор Бристольского университета Эмили Рэйфилд.

Статья  опубликована в журнале Nature