Птерозавры гнездились группами и заботились о детенышах

Группа палеонтологов из Бразилии и Китая выяснила, что древние птерозавры жили группами и заботились о своем потомстве. К такому выводу ученые пришли, изучив более 200 хорошо сохранившихся яиц птерозавра, обнаруженных на северо-западе Китая.

Птерозавры гнездились группами и заботились о детенышах

Птерозавры — отряд вымерших летающих архозавров, живших c позднего триасового до конца мелового периода мезозойской эры. Считаются первыми позвоночными, которые приобрели способность к полету. До недавнего времени о жизни и размножении птерозавров было известно очень мало. Только в 2004 году ученые подтвердили, что этот вид динозавров откладывал яйца, но до сих пор было найдено всего несколько штук.

Обнаруженные учеными яйца принадлежат птерозавру вида Hamipterus tianshanensis. Возраст находки — около 120 миллионов лет. Ученые полагают, что птерозавры жили вблизи берега реки, закапывая свои яйца под слои песка или травы. Вероятно, в дождливый период река вышла из берегов и затопила кладку, смывая яйца вниз по течению. В результате яйца оказались погребены под толстым слоем песка и воды, что позволило им хорошо сохраниться.

Всего ученые обнаружили более 200 яиц, из них в 16 содержатся останки эмбрионов на разных стадиях развития. Такое большое число яиц подтверждает ранее существовавшую гипотезу о том, что по крайней мере в период размножения птерозавры селились группами по несколько особей.

Другое важное открытие ученые сделали, изучив кости одного из наиболее хорошо сохранившихся эмбрионов. В отличие от взрослых птерозавров эмбрион имел сильно развитые задние конечности и относительно неразвитые передние (будущие крылья). На основании этого палеонтологи заключили, что недавно вылупившиеся детеныши птерозавра умели хорошо ходить, но не летать. Кроме того, ученые не обнаружили зубов ни у одного из эмбрионов.

Это в корне меняет представление о взрослении птерозавров: ранее ученые предполагали, что эти ящеры умели летать и охотиться практически с рождения. Сейчас же ученые выяснили, что птерозавры рождались беспомощными и в начале жизни нуждались в родительской заботе.

Cейчас ученые продолжают работу вблизи места находки. «Мы хотим найти хорошо сохранившиеся эмбрионы разных стадий развития, чтобы полностью проследить развитие эмбрионов птерозавра», — говорит один из авторов работы Шуинхинг Жанг.

Исследование опубликовано в журнале Science