Редчайшее кембрийское существо обнаружили в Китае

Окаменевшие остатки представителя малоизвестного кембрийского семейства Chancelloriidae обнаружили британские ученые в южном Китае. За последние 30 лет это единственная находка загадочной формы жизни, навсегда вымершей около 520 млн лет назад.

Chancelloriidae

Палеонтологи университетов Лестера и Оксфорда описывают свою находку как “раздавленное птичье гнездо” длиной девять сантиметров. При жизни организм имел баллонообразную форму, но процессы фоссилизации несколько исказили его очертания. Однако все равно ясно, что наружную поверхность животного ранее покрывал прочный скелет с торчащими в разные стороны острыми шипами, которыми оно, вероятно, оборонялось от врагов.

“Обычно мы имеем дело с уже распавшимися скелетами древних существ. Но благодаря этому образцу можем увидеть, как отдельные части были скреплены вместе. Находка дает много новой информации о том, как функционировали ханселлорииды, как они могли бы взаимодействовать с другими животными, и как они защищались от хищников”,
– рассказал один из авторов исследования, аспирант Том Хиринг.

Остатки загадочного кембрийского “баллона” хорошо сохранились в уникальном местонахождении в округе Чэнцзянь. Отсюда известна уже целая чэньцзяньская биота, в состав которой входили как более-менее знакомые ученым существа вроде червей и членистоногих, так и экзотические представители кембрийской фауны, не имеющие аналогов в наши дни. Именно к последним относится и новая находка.

Назвать нового кембрийского обитателя решили Nidelric pugio. Родовое имя происходит от латинского nidus – птичье гнездо, и имени Aedelic – исходной формы имени Олдридж. Таким образом ученые увековечили память своего недавно скончавшегося коллеги Ричарда Олдриджа – известного палеонтолога и орнитолога. Видовое имя обозначает широкий римский кинжал, формой напоминающий единственный экземпляр нидерлика.

Напомним, что Chancelloriidae жили только в кембрийском периоде. Первая их находка датируется 1920 годом, и с тех пор их время от времени обнаруживали в России, США, Канаде, Китае. Монголии и Австралии. Долгое время палеонтологи принимали их за губок, но недавнее открытие у ханселлориид твердых скелетных элементов – склеритов – доказало, что они принадлежат к другой ветви древних существ. Впрочем, ряд консервативно настроенных исследователей по-прежнему считает их губками.

Статья опубликована в журнале Scientific Records