Родиной домашних собак объявлена Европа

Очередную гипотезу возникновения современных домашних собак опубликовала международная группа исследователей. На основании анализа ДНК ученые пришли к выводу, что собаки были одомашнены единожды, и произошло это событие где-то на территории Европы между 20 и 40 тысячами лет назад.

Тибетский мастифТибетский мастиф
© mastino0100/Flickr

Эти утверждения противоречат ряду уже существующих гипотез, предполагающих, что одомашнивание собак происходило по меньшей мере дважды, причем впервые – в Восточной Азии или Сибири.

Собаки считаются первыми животными, которые были одомашнены людьми. Самые старые остатки собак, которых можно четко отличить от живших одновременно с ними волков, найдены на территории современной Германией и датируются возрастом в 15 тысяч лет. К сожалению, сопутствующие археологические свидетельства нередко неоднозначны, и имеются, например, указания о намного более древних одомашненных собаках из Сибири.

Теперь группа палеонтологов под руководством Кришны Вирамаха (Krishna Veeramah) из американского университета Стони Брук сравнила генетический материал двух ископаемых европейских собак, первая из которых жила 7 тысяч лет назад, а вторая – 4,7 тысячи лет назад. Обе собаки, по словам исследователей, демонстрируют генетическую преемственность и в основном вписываются в родословную современных европейских собак, что противоречит ранее предложенной гипотезе поздней неолитической популяции.

Напомним, что ранее группа ученых Оксфордского университета предположила, что собаки были одомашнены не один, а два раза, причем популяция собак, одомашненных в Европе, со временем была вытеснена мигрантами, одомашненными независимо от них в Восточной Азии.

“Вопреки результатам этого предыдущего анализа мы обнаружили, что наши древние собаки были очень похожи на современных европейских собак, которых держали в качестве домашних животных, – отметил Вирамах. – Это говорит о том, что на континенте не было массового неолитического замещения собак, и что, вероятно, имел место только один процесс одомашнивания собак, наблюдаемых с каменного века и до наших дней”.

С учетом предполагаемой скорости накопления мутаций, время одомашнивания собак отстоит от наших дней на 20-40 тысяч лет. Правда, вопрос о том, где конкретно собаки были одомашнены в географическом смысле, пока остается загадкой, признал доктор Вирамах, отметив, что секвенирование дополнительных древних евразийских геномов поможет в конечном итоге решить эту проблему.

“Интересно, что мы не наблюдаем у древних собак заметного увеличения числа генов AMY2B, характерного для современных собак и считающегося адаптацией к богатой крахмалом диете, связанной с широким распространением сельского хозяйства в неолите”, – добавляют ученые в своей работе.

Таким образом, с точки зрения питания крупами и хлебом первые европейские собаки мало отличались от диких волков. Впрочем, добавляют ученые, известно, что количество копий AMY2B широко варьируется в различных популяциях и волков, и собак. Однако скорее всего отсутствие увеличения числа копий этого гена у первых европейских собак указывает на то, что оно действительно произошло уже после появления сельского хозяйства в неолите Европе. Это согласуется с недавними выводами ученых о том, что число экземпляров AMY2B достигает наивысших значений у современных популяций собак, происходящих из географических регионов с доисторической историей агрокультур, и наинизших – у собак из регионов, где люди до последнего времени не полагались на сельское хозяйство. Также оно подтверждает предположение о том, что увеличение числа генов произошло уже после первоначального приручения собак, и возможно даже – после миграции динго в Австралию 3500-5000 лет назад.

Статья опубликована в журнале Nature Communication