Силурийский гигант пошатнул научную гипотезу

Самого крупного среди позвоночных обитателя силурийских морей обнаружили палеонтологи в Китае. Эта находка заставляет ученых отказаться от устоявшегося мнения о том, что в атмосфере силура было довольно мало кислорода.

Охота Megamastax amblyodusОхота Megamastax amblyodus.
Реконструкция: Brian Choo

Удивительные окаменелости обнаружила на юге КНР совместная экспедиция китайских и австралийских палеонтологов. В отложениях силурийского периода (423 млн лет) ученые раскопали остатки сразу трех особей огромной для своего времени кистеперой рыбы Megamastax amblyodus. Длина ее челюстей составляла порядка 17 см, а взрослый мегамастакс целиком вырастал размером не менее одного метра.

В переводе с латыни Megamastax amblyodus означает “большой рот, тупые зубы”. Действительно, среди сохранившихся на челюстных костях зубов силурийского гиганта имеются как характерные для кистеперых заостренные конические, так и притупленные, давящего типа. По мнению исследователей, своими острыми “клыками” мегамастакс хватал зазевавшуюся добычу – мелких и малоподвижных панцирных рыбешек, а затем раскалывал их панцири тупыми и прочными давящими зубами.

Челюсть Megamastax amblyodusЧелюсть Megamastax amblyodus

По сравнению с современными ему формами Megamastax amblyodus выглядел настоящим гигантом. “Всегда считалось, что силурийские рыбы были небольшого размера, потому что до сих пор никто не находил их окаменелостей крупнее 30 см или около того, – рассказал автор находки, доктор Брайан Чу из австралийского университета Флиндерса. – Но недалеко от города Цюйцзин в провинции Юньнань мы собрали богатую коллекцию остатков рыб из силурийских отложений, в том числе Megamastax – хищника значительно более крупного, чем любое другое позвоночное, известное из тех времен”.

Открытие мегамастакса позволяет предположить, что крупные позвоночные хищники, возможно, появились не в начале девонского периода, как это считалось ранее, а заметно раньше. Кроме того, по словам доктора Чу, это животное может привести к новому повороту в нашем понимании истории атмосферы.

“Поскольку современные крупные рыбы, как правило, более чувствительны к содержанию кислорода в воде, чем мелкие, видимое отсутствие силурийских рыб большого размера использовалось для калибровки некоторых моделей истории земной атмосферы как доказательство пониженного уровня кислорода, ограничивавшего увеличение размеров тела позвоночных вплоть до девона. Однако метровой длины рыбина, плававшая в океане еще 423 млн лет назад, решительно отвергает эту гипотезу”, – подчеркнул доктор Чу.

Сами по себе эти окаменелости не помогут нам уточнить состав силурийской атмосферы, отметил доктор Чу, но как минимум один важный аргумент в пользу привычной концепции они успешно разрушили. Так что вопрос эволюции атмосферы по-прежнему представляет собой головоломку, терпеливо ожидающую своих исследователей.

По материалам портала Sci-News.com
Статья  опубликована журналом Scientific Reports.